Путин начинает завершающую фазу передела собственности

На модерации Отложенный

В начале мая, в статье “Путин готовит новую волну приХватизации?” (http://www.newsland.ru/news/detail/id/953842/) мы писали, что государство намерено отказаться от своей доли во многих госпредприятиях, в том числе и в «Газпроме». У клана Путина уже имеются целые финансовые инфраструктуры и схемы, готовые к поглощению государственной доли.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг. был одобрен правительством РФ в ноябре 2010 г. В список приватизируемых компаний попали, в частности, ОАО "НК Роснефть", ОАО "РусГидро", ОАО "ФСК ЕЭС".

Уже в марте 2011 года Дмитрий Медведев, будучи президентом, потребовал резко расширить программу приватизации на ближайшие годы. Сообщалось, что до 2017 года правительство намерено продать активы на шесть триллионов рублей. При этом только в 2012 году доходы от приватизации должны составить 450 миллиардов рублей. В начале апреля 2012 года президент Д. Медведев заявил о необходимости приватизации в соответствии с утвержденным планом. «Правительству нужно набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме», – заявил глава государства в ходе встречи в формате «открытого правительства». Тогда премьер Владимир Путин также заявил, что считает либеральную стратегию  приватизации правильным.

Уже в роли премьера, Дмитрий Медведев 21 мая поручил вновь сформированному правительству ускорить процесс приватизации, назвав эту задачу в числе приоритетных для властей. Через неделю Минэкономразвития представило план, согласно которому в перечень активов для ускоренной приватизации не вошли компании топливно-энергетического комплекса.

На следующий день, 22 мая, президент Владимир Путин подписал указ, обязывающий правительство утвердить программу продажи в 2013-2015 гг. пакетов акций компаний ТЭК, находящихся в собственности госкомпании "Роснефтегаз", который владеет 75,16% акций крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть". Вместе с тем, согласно президентскому указу, "Роснефтегаз" до 2015 г. останется инвестором компаний ТЭК, чьи пакеты планируются к приватизации. Путин указал и источники инвестиций - дивиденды от акций компаний, находящихся в собственности "Роснефтегаза".

Получается, что и, будучи президентом, “по традиции”, российским ТЭКом курирует все тот же Владимир Путин, хотя, по законодательству это компетенция правительства.
Вышеизложенное можно доказать и тем, что на заседании 7 июня правительство утвердило обновленную программу приватизации. Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума правительства поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову провести дополнительные консультации по вопросу о приватизации конкретных активов в случае необходимости. Речь уже не идет о “ мужестве” и “полных объемах”, - просто говорится о необходимости проведения “дополнительных консультации” (с кем - не указывается?!).

Более того, на этом заседании Д. Медведев подчеркнул, что при проведении приватизации необходимо двигаться в соответствии с графиком с учетом текущей конъюнктуры и рисков. Премьер отметил, что конкретные сроки и объемы пакетов будут определяться конкретными решениями (чьими - не указывается?!).


 
Тем не менее, 7 июня Медведев заявил, что “Роснефть” должна быть полностью выведена из-под контроля государства к 2016 году. В свою очередь, первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что в капитале “Роснефти” может оказаться крупный иностранный инвестор. Он, однако, добавил, что торопиться с продажей корпорации государство не будет.

Ранее, “Роснефть” наряду с четырьмя другими предприятиями, стал стратегическим.  Президент РФ Владимир Путин указом от 21 мая, в день вышеотмеченного заседания правительства, на котором была подчеркнута необходимость ускорения приватизации, включил пакеты акций "РусГидро", ФСК ЕЭС, "Системного оператора", "МРСК Холдинга", а также "Роснефти" в список стратегических объектов РФ.

"Роснефть" и ранее значилась в списке стратегических предприятий, однако в 2004г. была исключена. Взамен, в перечень включен "Роснефтегаз", который на 100% принадлежит государству. НК "Роснефть" принадлежит на 75,16% государственному ОАО "Роснефтегаз", остальными акциями владеют инвесторы. До 2015г. государство планирует передать инвесторам до 25% в уставном капитале компании. Аудированные доказанные запасы "Роснефти" по классификации PRMS на конец 2010 г. составляли 22,77 млрд. барр. нефтяного эквивалента. В 2011г. добыча углеводородов компании выросла по сравнению с предыдущим годом на 2,5% - до 122 млн. т нефти и газового конденсата. Чистая прибыль "Роснефти" по МСФО в I квартале 2012г. составила 112 млрд. руб., что на 8,9% меньше, чем годом ранее.

Включение ряда энергетических компаний в список стратегических не является препятствием для подготовки процедуры их приватизации, считает помощник президента РФ Эльвира Набиуллина. "Когда определяется перечень стратегических компаний, речь идет не о запрете на приватизацию, а о решении, о приватизации этих компаний на уровне президента", - заявила она журналистам во вторник. Примерно также определяют “перечень стратегических компаний” эксперты: “главная особенность предприятий, включенных в список стратегических, заключается в том, что прописанные в перечне доли не могут быть внесены в прогнозный план приватизации имущества до момента их исключения решением Президента РФ” (http://top.rbc.ru/economics/22/05/2012/651584.shtml).

Значит, приватизация стратегических активов полностью зависит от волевого решения Президента. Однако Медведев, как премьер-министр, ответственен за политику приватизации в России.

В связи с этим, возникает вопрос: если к 2004 году компания перестала быть стратегическим, то, как в условиях сокращения чистой прибыли в предыдущем году, она вновь стала таковым в 2012 году? Да просто потому, что единоличным куратором ТЭК продолжает оставаться Президент В. Путин.
 
Странно, совсем недавно Путин считал своим основным достижением восстановление госконтроля над стратегическими объектами, особенно в сфере энергетики. Путин и его политтехнологи критиковали Ельцина за грабительски проведённую приватизацию. Видимо, весь вопрос в том, что нужно было провести передел собственности «законным» путем.

В продолжение статьи проанализируем схемы поглощения госдолей в крупных стратегических объектах.