Непобедимость российской коррупции - миф

Бытовая, административная, коммерческая, политическая... И это все о ней - о коррупции. В нашей стране давно уже принято считать ее чем-то вроде «раковой опухоли», борьба с которой ведется с переменным успехом и все равно прогнозируемый результат весьма печален... Так возможно ли победить это явление в принципе? И каковы перспективы в борьбе у России? Задавшись этими вопросами, корреспондент pasmi.ru обратился к антикоррупционному опыту за рубежом и в родных пенатах.

В регионах.

В прошлом 2011 году Россия оказалась на 143 месте из 183 возможных в Индексе восприятия коррупции (ИВК). Исследования традиционно проводила международная некоммерческая организация «Трансперенси Интернешнл». Такой же результат получили еще восемь стран, в том числе Беларусь, Азербайджан, Нигерия и Уганда.

Как отметила Елена Панфилова, руководитель российского отделения «ТИ», в разных регионах России наблюдается разный уровень коррупции. «Есть регионы настолько бедные, в которых и отнимать нечего», - заметила Панфилова. Большое влияние на коррумпированность имеет и личностный фактор. В регионах с высоким уровнем личного авторитаризма складывается интересная ситуация: при чрезвычайно высоком объеме коррупции уровень бытовой коррупции здесь ниже, чем в целом по России. Эксперт «ТИ» Юлий Нисневич приводит в пример Чечню. По его словам, это вообще характерно для стран, в руководстве которых находятся так называемые «стационарные бандиты», которые контролируют все коррупционные потоки и не дают развиваться низовой коррупции.

Одним из индикаторов коррупции может служить продолжительность нахождения правительства у власти. Более того, мировая практика показывает: «правительственный срок» - это первое, на что следует обращать внимание. По мнению экспертов, если руководство находится у власти больше двух последовательных сроков (8-10 лет), а большинство чиновников скорее назначается, чем выбирается - начинаются перекосы.

Подводя итоги работы следственных органов за 2011 год, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин озвучил тройку лидеров коррумпированных регионов России. Ими оказались Республика Чувашия, Алтайский и Приморский края.«Совместными усилиями пресечена деятельность 29 организованных коррупционных преступных групп, что почти вдвое больше, чем в прошлом году. Среди отличившихся регионов - Чувашская Республика, Алтайский и Приморский края», - рассказал Александр Бастрыкин.

Рецепты борьбы существуют?

Большинство экспертов сходится в одном: коррупция - это, конечно, же гидра, у которой вместо отсеченной головы вырастают две новых, но бороться с ней нужно. И что самое важное - можно! Опыт других стран (Сингапур, Грузия, Китай и другие) это доказывает.

Уровень коррумпированности в Грузии, как показало независимое исследование, в 4 раза меньше, чем в странах Евросоюза. По результатам исследования, у 99%опрошенных за последний год ни разу не требовали взяток. Здесь разработали весьма эффективную стратегию. Например, действует принцип «единого окна» для всех государственных служб: получить любые документы, заключить и расторгнуть брак, открыть фирму и т. д. можно в одном месте - Доме юстиции. В 2004 году началась реформа МВД,и за 8 лет ее проведения штат полицейских и дорожных инспекторов был обновлен на 85% и сокращен в несколько раз. Все работники, пойманные на взятках, были уволены, большинство из них получили тюремные сроки. А еще грузинское правительство повысило зарплаты чиновникам. Считается, что это хорошо мотивирует: чиновники боятся потерять свое «хлебное» место за несколько долларов взятки, кроме того, за это «светят» реальные сроки.

В Сингапуре коррупцию победили за 40 с небольшим лет.При этом удалось избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае.

Существовал лозунг: «Хочешь победить коррупцию - будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников». Одной из главных задач стало повышение доверия и уважения к государству среди населения. Всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты Бюро расследования коррупции получили право проверять банковские счета и имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей. Если было замечено, что клерк живет не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинало расследование. Параллельно судам было предоставлено право конфисковать доходы, полученные в результате коррупции. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.

В России.

На протяжении нескольких лет в нашей стране идет негласное «соревнование»: чиновники и главы ведомств-регуляторов пытаются перехватить инициативу у независимых общественных организаций и отдельных активистов в деле борьбы с коррупцией. Приняты и формально действуютзаконы против взяточничества (статьи УК РФ о даче и получении взятки дополнены положением о кратных штрафах). И все же... Ситуация в целом меняется весьма слабо. Об этом в мае 2012 года говорили участники Первого Евразийского антикоррупционного форума «Правовые инновации в противодействии коррупции». По мнению аналитиков, проблема состоит именно в том, что борьба ведется не с причиной, способствующей появлению коррупции, а с её следствием - нечистыми на руку отдельными чиновниками.

Впрочем, есть подвижки. Например, как было замечено на вышеупомянутом форуме, власти пытаются хоть как-то урезать физические контакты чиновников с простыми гражданами. «Одна из принципиальных задач - свести к минимуму контакты с чиновниками со стороны граждан и юридических лиц при получении стандартных государственных и муниципальных услуг», - сказал на форуме спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Нижняя палата уже приняла в первом чтении правительственныйзаконопроект, при помощи которого ведомства будут стимулировать к переходу на принцип «одного окна».

А министерство юстиции планирует стимулировать госслужащих «рейтингами успешности», конкурсами «лучший специалист», программами индивидуального роста и даже надбавками за выслугу лет. Для этого разработана масштабная программа. Основная идея - заинтересовать чиновника в работе, а не деньгах и тем самым отбить их интерес к взяткам. Только вот легко ли это будет сделать в стране, где «порядочный человек берет взятку в одном-единственном случае - когда предоставляется случай»?

«Первые ласточки»

Между тем, некоторые пункты вышеупомянутой программы Минюста уже практикуются. Самой популярной оказалась идея премировать сотрудников за сообщения о подкупающих предложениях. Так, в мае этого года таможенная служба наградила своего сотрудника, отказавшегося от получения взятки. Сумма награды - 1300 долларов. Столько нарушители предлагали таможеннику за то, чтобы тот закрыл глаза на контрабанду (задержанные пытались выехать с пакетиками гашиша на отдых в Крым).

В УМВД по Пензенской области пошли еще дальше: здесь поощряют рублем своих сотрудников в двукратном размере от суммы взятки. Во время одного из рейдов в пензенском селе Средняя Елюзань были обнаружены шесть жителей Узбекистана, которые незаконно работали на стройке. Бригадир группы выложил на стол шесть тысяч рублей и предложил «замять дело». В результате за дачу взятки против него возбуждено уголовное дело по статье 291 УК РФ. Полицейский ОМВД по Городищенскому району Пензенской области Андрей Горбунов, задокументировавший факт дачи взятки, получил заслуженное вознаграждение