В этой войне не было победителей
Андрис Берзиньш пишет всем латвийским участникам Второй мировой; он все еще надеется на примирение.
"Нужно начать с основ и вернуться в ту точку истории, с которой начался раскол латвийского общества" - так вчера президент ЛР в своем письме бывшим участникам Второй мировой объясняет, почему процесс примирения и сплочения общества он начал именно с них. С тех, кто во время самой страшной войны в истории человечества оказался в Латвии по обе стороны фронта.
Глава государства решил в послании ветеранам и тем, кто успел повоевать уже после войны ("лесные братья"), напомнить об истории возникновения войны. По мнению президента, спусковым механизмом для начала войны послужил пакт Молотова - Риббентропа. Когда война дошла до Латвии, то в нее были втянуты тысячи людей, и латвийцы оказались как в Красной армии, так и в нацистской. Теперь, спустя столько десятилетий после войны, пришло время всем, кто воевал и дожил до сего дня, примириться и более не выяснять, кто был прав.
"В этой войне не было победителей", - утверждает в письме руководитель страны.
Андрис Берзиньш в письме указал на то, что, по его мнению, отдельные политики в своих корыстных интересах продолжают поддерживать эту "войну", сталкивая ветеранов друг с другом. И только сами ветераны в первую очередь должны сделать шаг к примирению.
Глава государства отмечает, что он и дальше будет открыт для диалога с участниками войны. Он призвал парламент принять политическое решение - то есть закон об участниках войны.
По мнению президента, если участники войны, сражавшиеся друг против друга, смогут примириться, то ЛР удастся перевернуть эту черную страницу истории ХХ века.
Сразу же заметим, что попытки президента (чем бы они не закончились!) добиться некоего примирения участников войны и принятия специального закона заслуживают признания. Достаточно добавить, что три предыдущих президента даже и не помышляли, не рискнули о таком процессе диалога со всеми участниками войны.
Удивительно, но факт: за 20 лет новейшей истории Латвии лишь Андрис Берзиньш рискнул принять у себя ветеранов Великой Отечественной - причем как латышских ветеранов, так и русскоязычных. Не случайно представители ассоциации бывших борцов антигитлеровской коалиции публично выразили благодарность президенту за столь смелый в латвийской политической ситуации шаг.
Важно заметить, что президент это делает во время своего первого президентского срока, рискуя каким-то образом не быть избранным на второй президентский срок.
И все-таки отдельные заявления и действия главы государства в этом процессе примирения сторон вызывают недоумение. Например, трудно понять, чем руководствуется президент, утверждая, что "в этой войне не было победителей". Едва ли с этим согласится большинство стран Европы, прежде всего это касается государств Старого Света. Для Англии, Франции, Голландии, Чехии, Польши и других наших коллег по ЕС совершенно очевидно, кто победил в этой войне и что было абсолютным злом. Нет, речь не идет о победе СССР, будем говорить не о странах, а о людях - для подавляющего большинства европейцев победа была, и это была победа над нацистской Германией. Без этой победы не было бы ни демократической Европы, ни Евросоюза, ни, в конечном итоге, независимой Латвии в составе этого же Евросоюза. Что касается пакта Молотова - Риббентропа, то наверняка война случилась бы и без этого документа, только в этом случае она бы началась еще раньше - по крайней мере для СССР и, стало быть, для Латвии тоже, в какой бы сфере влияния она в тот момент не находилась.
Теперь о самом примирении. Оно, наверное, возможно, но одного принятия закона об участниках войны маловато. Вероятно, нужна декларация о примирении, которую бы подписали все представленные в сейме политические силы.
Если же говорить о самом законе по участникам Второй мировой, то хотелось бы услышать четкую позицию президента - кто, по его мнению, должен получить такой статус. Применительно к латвийской политической ситуации это вопрос не праздный - согласно одному из вариантов такого законопроекта участниками войны могут считаться только граждане ЛР. Если же в окопе с гражданином сидел нынешний негражданин, то он уже не участник. Под определение участника могут не попасть и те латвийцы, кто сражался с нацистскими оккупантами в партизанских отрядах и таким образом не являлся солдатами регулярной армии. Таким образом, есть опасность очередного противопоставления участников войны. Едва ли это будет путь к примирению!
И последнее. Если деятели ТB-Visu Latvijai! утверждают, что 9 мая должно быть днем скорби, то добиться примирения будет крайне сложно.
Комментарии
--------------------
Пусть президент учит историю.
Мюнхенское соглашение 1938 года (У. Черчилль, 3 октября 1938 года:
Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну.)
Что за ересь несёт Презик?
Для всех народов Европы Победа над нацизмом значиться была, а для него - НЕТ?
Как можно примирить советских солдат с фашистскими ублюдками , которые жгли и вырезали деревни? Маразм крепчает!