Общественное недоразумение: советское ТВ возвращается

На модерации Отложенный

Позавчера стало известно имя генерального директора Общественного телевидения. Им стал Анатолий Григорьевич Лысенко. И несмотря на то, что я с большим уважением отношусь к его заслугам, существует все-таки объективная реальность, которую нельзя не заметить.

Первое. Анатолию Григорьевичу 75 лет. Ему было 16 лет, когда умер Сталин. С 1959 года (http://ru.wikipedia.org/wiki/1959_%D0%B3%D0%BE%D0%B4) начинает работать в качестве внештатного автора и ведущего молодежных программ. С 1968 года (http://ru.wikipedia.org/wiki/1968_%D0%B3%D0%BE%D0%B4) работает в главной редакции программ для молодежи Центрального телевидения.

Он живой свидетель и непосредственный создатель советского ТВ. Несмотря на свой огромный опыт, он вряд ли является тем человеком, который уместен. Он не тот, кто знает, как создать сегодня актуальное и конкурентное телевидение с новым языком и новыми подходами, учитывая мировой тренд на трансформацию модели распространения и потребления контента. Если он не тот, значит и такого канала не будет. А если не создавать правильный, журналистский, модный канал будущего, то зачем нам всем это Общественное телевидение? Когда у нас и так государственного телевидения полным-полно.

Как только пошла речь об этом проекте (я даже фигурировала в списке кандидатов (http://vokrugtv.ru/article/show/Medvedev_podpisal_ukaz_o_sozdanii_obshchestvennogo_televideniya_34251/) на руководство), я сразу сказала (http://tikandelaki.livejournal.com/298104.htm), что у этой идеи и с таким подходом будущего нет. И что совершенно не ясно, как те же самые люди, которые сегодня управляют ключевыми телеканалами (Бородина не даст соврать, что мир ТВ - крайне закрытая тусовка со своими очень сложными правилами и очень большими деньгами), вдруг возьмут и сделают что-то, отличающееся от того, что они привыкли делать.

Второе. Совет Общественного ТВ сформировали и утвердили в администрации президента. Но ведь и так руководство всех центральных каналов (кто забыл: «Первый канал», «Россия», «Культура», «Россия 2», «Вести», «Звезда», «ТВ Центр») утверждается там же. Руководители многих из этих каналов руководят ими уже очень давно. Эрнст и Добродеев, уже даже не по убедительным слухам, а по объективной реальности, будут руководить ими еще дольше. Несмотря на их талант, креативность и сравнительно с Анатолием Григорьевичем юный возраст, то, что они делают, никакого отношения к Общественному телевидению не имеет. Так же не ясно, почему «Россия 2», «Культура», «Звезда» или региональные госканалы не могут выполнять функцию общественных? Почему так сложно на базе этой инфраструктуры создать то самое телевидение для всех?

Сегодня время требует появления новых дискуссионных площадок, где реально свободно и реально объективно будут работать настоящие журналисты, представляющие позицию и риторику всех сред и страт. Те, кто пишет в «Фейсбуке», и те, кто не знает, что это такое, должны иметь право высказать свое мнение, свое видение мира и страны, и, главное, свои проблемы. Это не должно нравиться на «Фейсбуке», и это не должно радовать только чиновников. Это канал, о котором будут спорить и который будут обсуждать и те, и другие. А это значит, что там каждый день есть открытые, нецензурируемые, прямые дискуссии, в которых участвуют все, начиная с Азара и Кашина и заканчивая такими адептами и боевыми проповедниками 20-го уровня политической беседы, как Владимир Вольфович Жириновский и, не побоюсь этого имени, Геннадий Андреевич Зюганов.

Собственно говоря, боевые проповедники и так присутствуют на всех федеральных каналах и без Общественного телевидения. Их точка зрения не просто хорошо известна российскому избирателю, но уже, можно смело сказать, набила оскомину многим гражданам нашей страны. Соответственно, на ОТВ должны появиться новые свежие лица: Немцов, Каспаров, Шендерович, Касьянов, Троицкий в костюме презерватива и без него и многие другие отлученные от ТВ товарищи во главе с Финистом - Ясным соколом отечественного интернета Алешей свет Навальным.

У нас есть три основных канала, которые участвуют в политической дискуссии, на всю страну, и, как мы все прекрасно понимаем, независимо от уровня и качества этой дискуссии на судьбе каналов это никак не отразится, так же как и на судьбе их руководителей: они были, есть и будут. И ты понимаешь, что за умы 100 млн зрителей отвечают всего три человека. Будет еще четвертый, самый старший, который действующим руководителям каналов приходится, скорее, мастером Йодой, чем Люком Скайуокером.

В нашей стране, где благодаря развитию цифрового ТВ телеканалов станет много, Общественное телевидение не может с таким подходом быть конкурентоспособным. Есть у нас уже канал «Культура», который, конечно, очень сильно окультуривает, но, правда, чуть более 1.7% зрителей. Видимо, к этому проценту добавится еще 1.7%, который будет смотреть Общественное телевидение, но на общую картину не повлияет. Поэтому попытки государства добавить к большой тройке еще один такой же неконкурентоспособный канал выглядят забавно.

Если говорить серьезно и не ставить вопрос о том, что у генерального директора Общественного телевидения пока нет ни команды, ни концепции, ни понимания того, что он будет делать, то ответ бережливой домохозяйки, как создать новое Общественное телевидение, прост: не создавать! И денег тратить не нужно. И зрителей мучить не нужно, и Анатолия Григорьевича тоже мучить не нужно, потому что для него это все равно рано или поздно станет мучением.

Нужен прямой эфир. Просто настоящий прямой эфир, не кривой, не обрезанный, не кастрированный и не с бантиком, а просто прямой. Прямой - это когда люди в режиме реального времени говорят, а их показывают по телевизору. И, кстати, к этим людям в кадр кто-то может дозвониться и задать вопрос. И это - не передачи с первыми лицами страны, идущие раз в год, а обычные ТВ-передачи, еженедельные, а, может, даже ежедневные. Этого будет достаточно для кардинальных изменений.

В прямом эфире не страшно проводить никакие беседы, потому что достаточно быстро становится понятно, кто чего стоит. В этот прямой эфир можно и нужно пустить Навального, Касьянова, Шендеровича, Троицкого и можно даже украсить Чириковой. И достаточно быстро убедиться, что такой эфир никаким образом не угрожает ни самой власти в целом, ни отдельным ее представителям. Потому что русский человек, конечно, хочет перемен, но он не настолько глуп, чтобы в очередной раз разрушить все ради непонятных посулов и обещаний людей, которые страну даже толком не объездили, не видели и не знают. И крики о жуликах и ворах, Владимире Путине и Дмитрии Медведеве, их дворцах и счетах на ни на что не повлияют, потому что благодаря интернету, стабильно работающему в Российской Федерации, про это все потенциальные зрители уже слышали.

Так же, как слышали и лозунги оппозиционеров и убедились в том, что эти лозунги не отражали новой концепции и иного пути развития нашей страны в сутевых вещах. Эта концепция была только у сегодняшней власти, поэтому она и победила. А победитель должен быть уверен в своих силах и честен, поэтому давайте лучше откроем еще один федеральный канал, как я уже не раз говорила, с сексуальной пропагандой власти, честными открытыми дискуссиями и новым подходом к коммуникации. И честно скажем, что задача этого канала - актуализировать большее количество социальных пороков нашего сегодняшнего общества и развивать идеологический дух в стране. Это будет порядочнее и честнее, чем предлагать Общественное телевидение на государственных началах.