Антон Иванов как последний оплот российского суверените
Поразительно, что обсуждаемый в США «список Магнитского» вызывает столь эмоциональную реакцию российской элиты. Похоже, что перспектива оказаться в нем пугает ее больше, чем, скажем, ПРО в Европе. Но для живущих в России вопрос носит риторический характер: чем отличаются те, кто в списке, от тысяч других чиновников или судей. Тем же судьям, похоже, просто не повезло получить дела, оказавшиеся впоследствии громкими. Окажись на их месте другой - результат дела вряд ли был бы иным. Американцы видят в «списке Магнитского» отрицательных персонажей, россияне - скорее, типичных.
Один мой высокопоставленный знакомый участвовал в очередных слушаниях в Высоком суде Лондона по делу российских олигархов. На вопрос о самом сильном впечатлении он ответил: в зале суда просто физически чувствуется атмосфера объективности и главенства закона. Казалось бы, именно это и нужно сейчас России. Но нет. Например, председатель Высшего арбитражного суда А. Иванов вместо этого предлагает «защитить суверенитет» от лондонских и вообще иностранных судов. Иванов хочет не просто отменять в России их решения, но и даже конфисковать активы и имущество компаний и лиц, которые побеждают в заграничных судах, а самим их судьям запретить въезд в Россию. Судебные претензии иностранцев к россиянам, подозреваемым в коррупции, Иванов считает «злоупотреблением права» и требует дать российским судам возможность отменять такие решения. И это в ситуации, когда иностранные инвесторы и так не стоят в очередь в Кремль, вывоз капитала растет, а собственные предприниматели все активней работают через оффшоры.
Предложения выглядят, на мой взгляд, антигосударственно. Российский бизнес и так бежит из-под суверенитета собственной страны. Д. Афанасьев из адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» недавно заявил, что не более 10% значимых сделок совершаются в российской юрисдикции, главным же образом бизнесмены предпочитают английское право. Председатель комитета Думы по экономической политике Е. Федоров признал, что 95% крупной российской промышленности находится в иностранной юрисдикции. Это можно расценивать не просто как недостаток всей экономической и, в частности, арбитражной системы страны, но как серьезный системный государственный провал. Как настоящую правовую катастрофу. Российские лидеры могут тратить десятки часов на уговаривание иностранных инвесторов взглянуть в сторону России, но пока сам российский бизнес не верит в национальные законы, они не преуспеют. Доллар - самый большой в мире трус, как говаривал в свое время президент США Гарри Трумен, и если он чувствует правовую неуверенность - он бежит прочь со всех ног.
Россия сохраняет репутацию страны, где коррупция стала основой экономической жизнедеятельности. Все помнят, что Дмитрий Медведев борьбу с коррупцией объявил главной политической задачей своего президентства. Потом, правда, он был вынужден признать, что призывы - призывами, а жизнь есть жизнь. Борьба с коррупцией Медведеву и его судебным назначенцам явно не удалась.
Одним из них, в частности, является однокурсник президента по СПбГУ Антон Иванов. Конечно, Иванов работал не только с Медведевым. До СПбГУ он, например, поработал в «Союзконтракте». Сейчас в Лондонском суде по делу "Черный против Дерипаски" выясняется, что акционеры и руководители «Союзконтракта», то есть, тогдашние работодатели Иванова, были людьми непростыми. Про одного говорят - авторитет Подольской ОПГ, другой упоминается в докладе ФБР как активный член ОПГ «Русская семья» в Сан-Франциско. Затем Антон Иванов за четыре месяца сделал головокружительную карьеру от доцента СПбГУ до главы всей арбитражной системы страны, а его однокурсники стали заполнять высшие судебные инстанции России.
Так, первым зампредом была назначена Елена Валявина, однокурсница Иванова и Медведева. Другая однокурсница Валерия Адамова сначала стала зампредом в Арбитражном суде Москвы, а затем возглавила кассацию Московского округа. Инна Воробьева, также однокурсница возглавила 10-й апелляционный арбитражный суд.
Арбитражный суд Московской области возглавил близкий Иванову 27-летний Дмитрий Плешков. Всех названных председателей новой формации, помимо биографической связи с Ивановым, объединяет то, что до назначения на высокую должность ни один из них - включая самого Иванова - ни дня не работал судьей.
Одновременно прежний председательский корпус покидал свои посты, часто досрочно: сговорчивые - с орденами (Евгений Ильин из арбитража Московской области) и повышением в другие экономически активные регионы (Олег Свириденко из арбитража Москвы, Артур Абсалямов из 10-й апелляции), несговорчивые - с демонстративно жесткой отставкой и лишением всех привилегий (Людмила Майкова из кассации Московского округа). Таким же образом менялся состав Президиума Высшего арбитражного суда. Кстати, Елена Валявина, видимо, приняв за чистую монету лозунги о независимости суда, имела смелость публично подтвердить факт вмешательства чиновников в рассмотрение дел Высшим арбитражным судом. Иванов сначала максимально ограничил полномочия своей однокурсницы, вывел ее из состава Президиума и при первой возможности «разжаловал» в простые судьи. Медведев за нее не заступился.
Принимая семь лет назад свое назначение, А. Иванов заявил, что «слухи о коррупции в судейской среде сильно преувеличены. Слухи распускают плохие адвокаты, оправдывающиеся перед клиентами за проигрыш дел». Ровно через пять лет в ежегодном президентском послании Медведев признал, что в России фактически сформировался новый вид преступного промысла: вокруг судов вьётся множество проходимцев, заверяющих, что они знают, как решить любое дело, кому и сколько для этого занести. Появились так называемые «решальщики», предлагающие бизнесменам услуги, от которых отказаться практически невозможно. Справедливости ради надо сказать, что до Иванова такого термина не было, а теперь он вошел даже в лексикон президента страны.
В России, как известно, судьи в основном зависят не от внешнего влияния, а прежде всего от председателей судов, которые имеют множество рычагов для влияния на поведение судьи: от материальных льгот до возбуждения процедуры удаления с должности. Об этой проблеме не раз публично говорила бывший зампред Конституционного суда Тамара Морщакова. Показательно в этой связи, что сам Иванов в 2012 г. попытался, хотя пока и неудачно, законодательно создать себе несменяемый статус.
Не секрет, что, кроме формальных государственных структур в России сформировались мощные и влиятельные, но непубличные центры власти. Именно там принимаются все главные решения, касающиеся бюджета, кадровых назначений, экономических приоритетов. В условиях отсутствия законодательства о лоббизме эти группы специальных интересов успешно выдают свои экономические цели за государственные. Немудрено, что в стране принимается немало экономических решений, вызывающих, мягко говоря, сомнения в их соответствии национальным интересам.
Мировая практика свидетельствует, что одной политической воли для преодоления такого антиконституционного «двоевластия» мало. Обязательно нужна независимая судебная система, способная восстановить в стране главенство закона. Очевидно, что эту задачу тоже решить не удается. Почему? Может быть, в реальности перед Ивановым были поставлены вполне прагматические задачи: сделать арбитражный суд управляемым в той части, которая касается групповых экономических интересов? Деловая пресса писала о вхождении в так называемую «команду Медведева» вместе с Антоном Ивановым Алишера Усманова, Сулеймана Керимова, братьев Магомедовых, Игоря Юсуфова и т.д. Борьба групп специальных финансовых интересов и непубличных центров силы является сегодня центром российской политики. Похоже, что судебная система страны играет в этой борьбе отведенную ей, но несамостоятельную роль. Зачем удивляться, что российские бизнесмены предпочитают идти в заграничные суды, как бы это ни раздражало российскую власть? Эффективную судебную систему, похоже, еще предстоит создавать, пока страна не потеряла свой национальный суверенитет.
Комментарии
Возле властной кормушки Эти хрюкают, чавкают, огрызаются и кивают друг на друга все ищут виновных и все смотрят на народ России.