«Аватар» - пророчество для цивилизации

На модерации Отложенный

В праздники я посмотрел новый голливудский фантастический триллер «Аватар». Режиссер картины Джеймс Кэмерон считается одним из ведущих инженеров «фабрики грез» - своими предыдущими творениями «Терминатор» и «Титаник» он уже обессмертил себя для массовой культуры. Однако нынешний шедевр мастера, погружающий нас с помощью спецэффектов в дивный инопланетный мир, обещает побить все финансовые рекорды. Впрочем, коммерческий успех - лишь одна сторона медали. Помимо заколачивания денег, миссия Голливуда - оказывать влияние на массовое сознание...

Действие фильма происходит в XXII веке на далекой планете Пандора. Планета заселена гордым и самобытным народом на'ви - желтоглазыми существами синего цвета, похожими одновременно на кошек, индейцев и африканских туземцев. Аборигены и дальше бы жили в гармонии с природой, да вот беда: их планетой заинтересовались люди - добыча содержащегося в ее недрах редкого минерала может вывести Землю из энергетического кризиса. Среди колонизаторов оказывается и морской пехотинец Джейк Салли. Для него уже готов «аватар» - созданное за счет комбинирования ДНК человека и пандорца тело. Миссия Джейка - втереться в доверие к аборигенам и убедить их сойти с насиженных мест, где сокрыты природные богатства. Однако любовь к инопланетной красавице Нейтири переворачивает мировоззрение землянина: из недалекого солдафона он превращается едва ли не в Махатму Ганди, проникаясь состраданием к угнетенному народу. Когда люди развязывают агрессию, Джейк становится вождем на'ви и вдохновляет своих новых собратьев на освободительную войну, заканчивающуюся изгнанием алчных землян.

«Аватар» поражает беспрецедентной для массовой культуры критикой Запада и - шире - самих основ нынешней глобальной цивилизации. Начнем с того, что фильм содержит резкие выпады против агрессивной политики США. Так, брутальный полковник Куоритч, настаивающий на силовом решении конфликта с пандорцами, служит олицетворением американской военщины. Любопытно, что операция против «инопланетных террористов» получает кодовое название «Шок и трепет» - именно так называлась военная доктрина США на Ближнем Востоке, разработанная перед вторжением в Ирак. А фраза Джейка Салли: «Вот значит как! Если у кого-то есть то, что тебе нужно, ты объявляешь его врагом, а потом спокойно грабишь!» - это прямой намек на действия Штатов в Югославии, Афганистане и в том же Ираке.

Впрочем, критикой американского империализма сегодня уже никого не удивишь - куда сенсационнее для голливудского фильма выглядит разоблачение такого «долгоиграющего» явления, как колониализм. Все-таки порабощение огнем, мечом, проповедью-пропагандой и стеклянными бусами целых народов сопровождает западную цивилизацию уже пятьсот лет. И до недавнего времени колониальные захваты оправдывали почти религиозной верой в Запад как в «светоч мирового прогресса». В «Аватаре» же Кэмерон заставляет нас сопереживать «отсталым» синим существам с далекой планеты, а не «прогрессивным» землянам. С порога отметается и вера в цивилизаторскую миссию «белого человека». На реплику циничного дельца Сельфриджа: «Мы ведь пытались дать им медицину, образование, дороги, но они же любят грязь», - следует отповедь Джейка Салли: «Они не отступят и не пойдут на сделки. За что? За дешевое пиво? За джинсы? Нам нечего им предложить». То есть фильм «Аватар» закладывает в массовое сознание простую мысль - современная западная цивилизация не является венцом прогресса.



Но, пожалуй, главный конфликт в новом фильме Кэмерона проходит по линии человек - природа. Именно это противостояние придает картине невиданный для Голливуда нравственный пафос. На одном полюсе мы видим безмятежных аборигенов, пребывающих в единстве с матерью-природой и трепетно относящихся к каждому живому существу. А вот технократическая цивилизация людей с ее зловещими чудесами вроде лазерных пушек, напротив, производит отталкивающее впечатление. Обращаясь к богине пандорцев, главный герой Джейк Салли говорит: «Ты увидишь наш мир. Там нет зелени. Они убили свою мать и здесь делают то же самое». И богиня помогает аборигенам отстоять зеленую планету.

Конечно, критика Кэмероном основ нынешней цивилизации нетипична для Голливуда, однако она идет в русле всех новейших тенденций. Еще в 1970-е годы ученые из элитарного Римского клуба начали бить тревогу в связи с грозящей планете экологической катастрофой. И вот сегодня мировые лидеры отчаянно борются с изменением климата, истеричные звезды отстаивают права выхухолей, а «зеленые» пикетируют заводы. Безумно популярную лет двадцать назад научную фантастику в 2000-е годы перещеголяло фэнтези: сказки о языческих богах, добрых волшебниках и мифических существах вроде эльфов и гоблинов вдруг «подвинули» романы о звездолетах, роботах, киборгах и прочих чудесах техники. Если в 1990-е годы казалось, что будущее за электронной музыкой, то в названиях «продвинутых» стилей 2000-х уже встречаются приставки «этно» и «фолк».

Я уже не говорю о том, что научная картина мира сегодня слабо выдерживает конкуренцию с пестрым полотном из религиозно-мистических учений. И что интересно, монотеистические религии (христианство, ислам и иудаизм) незаметно уступают пальму первенства восточным культам (буддизм и даосизм) и неоязычеству с их обожествлением природы, верой в пронизывающие Вселенную потоки энергии и духовными практиками.

Что бы все это значило? Очевидно, что нынешняя глобальная цивилизация, породив экологическую катастрофу, вплотную приблизилась к само-уничтожению. Тупиковость такого пути развития понимают и западные элиты. И не исключено, что мы сейчас наблюдаем поистине революционные перемены - переход от обанкротившейся технократической цивилизации к природно-магическому культурному типу. Скорее всего, фильм «Аватар» и задуман как спецэффектное пророчество о «дивном новом мире», призванном после серии глобальных катаклизмов прийти на смену старому и отжившему. В народе на'ви угадываются черты будущего человечества, обожествляющего природу и владеющего духовными практиками.

Но ведут ли эти метаморфозы к нравственному прогрессу людей? Судя по картине «Аватар», нет. При всей своей близости к природе пандорцы разделены на враждующие кланы и не свободы от зависти и гнева. А их социальная структура воспроизводит нынешний неправедный раскол общества на элитарных «пастухов» и простонародное «стадо» - только носителями власти у пандорцев является мужчина-вождь и женщина-шаман. То есть, показанный в фильме мир - это не выход на новую ступень в развитии человечества, а откат в первобытно-средневековые времена. Поэтому если нас и ждет рождение более безопасной для планеты цивилизации, то, дай Бог, она будет непохожа на Пандору.