«Черная молния»: Добра на «копейку», зла - на «мерс»

На модерации Отложенный

Хорошие герои в фильмах Тимура Бекмамбетова выбирают продукцию отечественного автопрома

Спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым фильм "Черная молния" - история о первом русском супергерое, который летает над столицей на "Волге" и охраняет ее жителей ото зла. Отечественные автомобили и раньше проявляли в фильмах Бекмамбетова сверхъестественные способности. Как это было и чем заканчивалось, изучала Анна Федина (Vogue).

Главный герой "Черной молнии", студент МГУ Дима Майков (Григорий Добрыгин), влюбляется в хорошенькую однокурсницу Настю (Екатерина Вилкова), но девушку с ходу берет в оборот Димин приятель, обладатель IPhone и белого спортивного "Мерседеса". Так "мерс" становится пределом мечтаний молодого человека, но на совершеннолетие папа (Сергей Гармаш), водитель трамвая, дарит сыну видавшую виды "Волгу-21". На плохо скрываемое студентом разочарование отец приводит неколебимой твердости аргумент: "А ты знаешь, что у Путина такая же?"

Создатели "Черной молнии" объясняют, что выбрали в качестве супермобиля выпускавшуюся в 1970-е "Волгу", потому что "она действительно превосходила своих современников и вообще родом из того времени, когда мы во многом опережали конкурентов". А еще, оказывается, у "Волги" идеальная для полетов конструкция.

Впрочем, достоинства подарка Дима оценит не сразу. По совету бизнесмена Купцова (Виктор Вержбицкий), владеющего высоткой в Москва-Сити, разъезжающего на серебристом "Мерседесе" представительского класса и мечтающего добыть спрятанные в недрах столицы алмазы, студент начинает восхождение к своему первому миллиону долларов (цена "мерса"). Продает цветы, крутится как белка в колесе и как-то ненароком забывает, что ближнему надо помогать. Потом случится трагедия, Дима пересмотрит взгляды на жизнь, отполирует "Волгу" и станет ангелом-хранителем москвичей.

Действительно, у мифического города Готэм есть заступник Бэтмен, у Нью-Йорка - Человек-паук, а Москва долгие годы стояла беззащитная. Бекмамбетов и компания попытались исправить это недоразумение. Ну и заодно скорректировать в голове подрастающего поколения шкалу ценностей. Поставить доброту выше денег, заботу о ближнем выше личного благополучия, а гордость отечественной историей выше зависти перед западными достижениями.

Примерно к тому же, кстати, призывали и режиссерские работы Бекмамбетова. В "Дозорах" "светлые" были похожи на сотрудников обычной соцслужбы, ютились в каком-то НИИ, ходили в телогрейках и ездили на желтых "ЗИЛах", умеющих, впрочем, развивать крейсерскую скорость, пускать огонь из выхлопных труб, делать в воздухе сальто, а еще пробивать насквозь громадные, страшные, черные американские грузовики.

"Темные", наоборот, устраивали шабаш в шикарной гостинице "Космос", носили кожаные куртки и золотые цепи, а по городу передвигались на разнообразных иномарках: Аudi, Toyota и, наконец, на красной Mazda, домчавшей Жанну Фриске до кабинета начальника прямо по фасаду гостиницы.

На чьей стороне были симпатии режиссера и зрителей, сомнений нет. Такая же история с "Иронией судьбы-2". Правда, там у обаятельного недотепы Лукашина (Константин Хабенский) машины нет вовсе, зато его оппонент - успешный молодой бизнесмен в исполнении Сергея Безрукова - постоянно разговаривает по мобильному телефону и гоняет по городу на серебристой Toyota. Даже по льду на ней кружится, точь-в-точь как его предшественник из фильма Эльдара Рязанова.

Отечественному авто нашлось место даже в первом голливудском проекте Бекмамбетова - боевике "Особо опасен", где героиня Анджелины Джоли меняла машины как перчатки. То лежа на капоте красного Dodge, отстреливалась от преследователя, то угоняла черную Audi, то вместе с героем Джеймса МакЭвоя атаковала черный лимузин. Но кульминацией фильма стала сцена, где первая красавица Голливуда догоняет поезд на бежевой "копейке", а потом на полной скорости влетает в вагон.

"Да просто другого автопрома в моей жизни не было, - пожимает плечами Тимур Бекмамбетов. - Вот я и использую в фильмах те образы, которые во мне живут. Меня мало что связывает с машиной Toyota, а с "копейкой" - целая жизнь. Первой машиной у меня, правда, был "Москвич", но сейчас такой марки не существует, поэтому и в моих фильмах она не появляется. Опять же "копейка" - это просто машина, "Волга" - дорогая машина, а "Мерседес" - это уже бренд, использование которого будет считаться скрытой рекламой. Кстати, Анджелина Джоли при виде "копейки" просто светилась от счастья: ей предлагают ездить на невиданной раньше, необычной машине, можно сказать, новую игрушку дают потрогать".

Что ж, если в фильмах Тимура хорошие герои и дальше будут совершать подвиги за рулем отечественных машин, спасать от кризиса АвтоВАЗ будет гораздо проще.

Вот "Волга" пролетела - и ага

Почему первый русский супергерой проиграл в прокате синим человечкам из Голливуда?

Впервые за шесть лет среди лидеров новогоднего кинопроката не оказалось ни одного российского фильма. Даже "Черная молния", стартовав в самый канун долгих каникул, не собрала ту кассу, на которую явно рассчитывал продюсер ленты Тимур Бекмамбетов.

Так ли плох фильм, заспорили корреспонденты "Недели".

Дима-молния не Человек-паук

В дни тягостных раздумий о предстоящих празднествах стране нужен новый герой, решили создатели "Черной молнии". Результат получился плачевным. Первый русский суперстудент страдает от финансовых комплексов и для связей с общественностью заводит себе блог на мейл.ру. Его принцесса легко покупается на "Мерседес", айфон и ресторан, но изображает из себя оскорбленную невинность, когда ей об этом напоминают. Злодей прозревает под Москвой землю в алмазах и оказывается приевшимся еще с "Дозоров" Вержбицким.

Пока Запад экспериментирует с жанром кинокомикса, наши идут по пути наименьшего сопротивления, копируя устаревшие супергеройские штампы. Несмотря на все маяки аутентичности - высотку МГУ, "Волгу"-21 и бомжей с водкой, по-настоящему "своего" в фильме кот наплакал. И чудодейственный катализатор пригодился бы в первую очередь сценаристам - возможно, тогда они придумали бы что-нибудь пооригинальнее.

Да, суперменов на колесах вроде еще не было - но только если не учитывать "бэтмобиль" и летающую машину Фантомаса из французской классики. Да, Сергей Гармаш отлично сыграл простоватого, но героического отца, но сюжетная линия с его гибелью беззастенчиво содрана с Человека-паука. Да, Дима-молния свой в доску, но попытка приблизить к народу сделала его невразумительным середнячком без харизмы. Имеет место правильный этический посыл: людям надо помогать - но стоит ли эта простая истина 8 миллионов долларов?

Зато явно окупился product placement: помимо айфонов и "Мерседесов" в кадре успели засветиться водка "Русский стандарт", радио "Европа Плюс", макароны "Макфа" и, естественно, "Первый канал".

Фильм в прокате, судя по всему, уже не собрал той кассы, на которую рассчитывали его создатели. И не стоит клясть маркетологов, выпустивших его в одно время с "Аватаром". Конечно, тягаться с лазурной мечтой Кэмерона "Молнии" не под силу, но Бекмамбетов в первую очередь проиграл самому себе. Здесь уже нет визуальных находок, отличавших его в "Дозорах" и "Особо опасен", - пусть клипмейкерских, но все же довольно обаятельных. Возможно, дело в том, что режиссер на этот раз не взялся за фильм сам, а доверил его тандему Войтинский-Киселев.

Вроде бы и хотелось поверить в супергеройскую сказку с патриотическим душком - но по-настоящему естественно и симпатично в фильме выглядит лишь легендарная "Волга". И видимо, это тот случай, когда машина не просто делает героя - она его уделывает.

Приятно, когда супергерой говорит по-русски

А чего вы ждали? Фильмы о супергероях - отдельный жанр. Типа фастфуда на любой вкус: "Спайдермен", "Железный человек", "Хранители", "Темный рыцарь", "Люди X", "Женщина-кошка". Жанр хорошо идет под попкорн, так что поклонников его полно во всем мире.

"Черная молния" - первый российский фильм о супергерое. Но ругать его начали задолго до того, как он появился в прокате. Фильм с ярлычком "Тимур Бекмамбетов" вряд ли заслужит доброго слова от киноэстета, а у масс отечественное кино в принципе давно не в почете. Но, мне кажется, Бекмамбетов снял уже второй фильм, от которого не тошнит. Первым, кстати, был "Особо опасен".

Да, сюжет - не самая сильная составляющая картины. Но в конце концов и в голливудских семейных фантастических картинах добро побеждает зло, этим эти сказки и хороши. Приятно уже, что сюжет продуманный. В итоге все к чему-то приводит и получается логично. А реклама, которой, да, бесконечно много, иногда даже вполне искусно вписывалась в сюжет. Проблема в том, что некоторые и вовсе забывали следить за сюжетом, потому что начинали считать рекламу и в итоге, несомненно, сбивались со счету.

Спецэффекты тоже достойные. Кто не согласится с тем, что пролетающая над Москвой "Волга" красиво смотрелась? Скептики возмущаются: как это он припарковывается на крыше и как он так быстро научился управлять, а в космос как вылетел?. С космосом эта шутка, даже ирония, если угодно, в остальном - сказка. Так уж повелось, что в фильмах о супергероях, фантастического больше, чем реального.

Актерская игра определенно могла быть лучше. Но вот Сергей Гармаш в роли отца главного героя просто неотразим. Слабонервные точно прослезились, когда события с его героем развивались столь трагически. Да и "Волга" в роли эдакого Конька-горбунка выглядит очень гармонично.

Конечно, трудно не заметить большое количество цитат из американских кинокомиксов. Тот же "Человек-паук" тенью скользит над "Черной молнией". В фильме много недостатков, но это не отменяет того, что это первый отечественный фильм о супергерое. Не снял бы его Бекмамбетов, снял бы кто-нибудь другой. И я не уверена, что получилось бы лучше. Неуместно говорить, мол, пусть такие фильмы снимают американцы, у них же лучше получается. Когда-нибудь, когда появится традиция такой съемки и сколько-нибудь сравнимые бюджеты, тогда и наши фильмы будут конкурентоспособны. Ведь все равно приятно, когда супергерой говорит по-русски, гуляет по Москве и вообще может быть твоим соседом.