Нищета мыслей, общества и положения

На модерации Отложенный

Нищета мыслей нынешней интеллигенции зависит от нищеты ее положения, а духовная нищета общества - от интеллигенции.

Череда новогодних праздников - это настоящая чехарда походов в гости. «По морям, по волнам - нынче здесь, завтра там». И нередко случается попасть в такую компанию, в которой знаешь только хозяев, а с остальными знакомишься тут же, за рюмкой чая.

Вот в один такой дом я намедни и угодил. Старая советская интеллигенция, собравшаяся за огромным круглым столом на необъятной кухне старого петербургского дома. Не ахти какая удачливая в нынешние новые времена, а потому мало изменившаяся не только в одежде, но и в настроениях. То есть как поливали все советское сарказмом и презрением неприятия, так поливают и все, что было после. Без разбора:
- Нынешний питерский снегопад наглядно продемонстрировал полный паралич власти!
- Вспомните: коммунисты горбачевского разлива начинали с того же - хороших слов много, а сделать ничего не умели!
- Да они умеют только одно - из танков по парламенту!
- Почему же, еще умеют набивать деньгами собственные карманы...
- Это их счастье, что народ у нас бессловесный. Хоть на кол посади - все стерпят!
- Недаром сказано: народ-страстотерпец!

Складывалось ощущение, будто я участвую в знаменитой пьесе Михаила Рощина «Старый Новый год», которая, впрочем, шире известна как фильм благодаря тому, что его обязательно крутят по разным телеканалам 13 января. Но до старого Нового года было еще больше недели, да к тому же пьеса и фильм принадлежат к жанру комедии, тогда как тут было не до смеха.

Многое из того, что говорилось за столом, хотя и горькая, но правда. Вот только в правде этой то и дело оказывался такой осадок, что с ней никак не хотелось соглашаться. Вся она была с тем уродливым поворотцем, который еще сто лет назад подметил Максим Горький устами одной из героинь своей «Жизни Клима Самгина»: «Мне кажется, что они говорят о любви к народу с ненавистью, а о ненависти к властям - с любовью». И в итоге получалось, что все у нас плохо, просто хуже некуда. И сейчас, и прежде. Болтун Горбачев хотел перехитрить всех и вся, а на деле перехитрил самого себя и довел огромное государство до развала. Пьяница Ельцин распродал все российские богатства и превратил страну в рай для бандитов. Гэбэшник Путин построил на своих вертикалях чиновно-олигархический капитализм. Публицист Медведев только пишет и говорит правильно, однако делать ничего не делает, потому что не дают...

А ведь все, в сущности, умные, добрые, милые люди. Но их совершенно испортили оскорбительные зарплаты вузовских преподавателей и научных сотрудников в уцелевших осколках НИИ, а также нищенские пенсии. Эти жалкие господачки, совершенно не соответствующие ни культурному уровню, ни духовным запросам большинства нашей интеллигенции, не только унизительны сами по себе, они принижают и мировосприятие.



Уверен, будь у нашей интеллигенции доход, позволяющий вести достойный образ жизни, хотя бы на уровне нижних слоев среднего класса, - отечественная новейшая история вместе с современностью виделись бы ей в более светлых тонах. Если бы не появился в свое время Горбачев, мы, возможно, по сей день маялись бы «расцвете застоя». Если бы Ельцин не взял приступом Белый дом, сражения разгорелись бы не только у стен парламента, но и по всей стране. Если бы Путин не выстроил вертикаль власти, Россия продолжала бы погружаться в хаос, пока не рассыпалась бы на удельные княжества. Наконец, публицистически жесткая откровенность Медведева - это то слово, за которым, как не раз уже бывало в российской истории, должно последовать обновление, и если президенту сегодня «не дают» это делать, то не даем мы сами, потому что перевернуть страну исключительно сверху, без помощи всего народа и прежде всего ее интеллигенции - невозможно.

По большому счету мы никакие не бедолаги, мы - редкостные счастливчики. Во-первых, нам повезло пережить крушение империи, одной из крупнейших и самых страшных в истории цивилизации. Причем почти бескровно, чудом избежав кошмара гражданской войны. Во-вторых, нам повезло с тем, что вот уже десять лет цены на нефть на мировых рынках необычайно высоки, благодаря чему мы сумели выбраться из нищеты и массового голода, которые нам реально угрожали с конца 1980-х годов. Наконец, в-третьих, при всех издержках нашего капитализма он позволил нам забыть об ужасах тотального дефицита и тотального «низ-зя», познать прелести консюмеризма, покрутить баранку собственного авто и поколесить по заграницам...

Но, видать, вся эта везуха повлияла на нас дурно. Сами мы мало напрягались, чтобы сделать свою жизнь краше. Зато много гуляли, пили, вымогали друг у дружки взятки и вообще старались извести один другого почем зря. Уважение к личности, сострадание, взаимопомощь, хотя бы учтивость - все это стало понятиями второго сорта, то есть заметно протухло.

Конечно, причин такого прискорбного явления множество. Но не в последнюю очередь - угнетенное положение людей интеллигентских профессий. Обществу оказалось не по кому сверять свои представления о вечных ценностях. Недаром еще два десятка лет назад академик Дмитрий Лихачев заметил: «...из сонма проблем я бы выделил одну - повышение авторитета работников культуры, народного образования, особенно низовых звеньев. Я бы их назвал почетным званием «чернорабочие культуры». Его бы слова да правительству в уши.