Картинка на фоне битвы за Украину

На модерации Отложенный

Историю делают не только смелость героев, не только жизненный порыв народов или энергия политиков. Иногда её вершат усталость, безверие, потеря всяких надежд на будущее. Именно такова ситуация сегодня в Украине, выбирающей президента. Денно и нощно окружающие украинского избирателя (назвать гражданином из-за его «затюканности» рука не поднимается) до тошноты знакомые обличья, примелькавшиеся в последние полтора десятилетия, давно не вызывают в нем никакого энтузиазма. Никто из них, даже «самые рейтинговые» Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Тем более пока еще действующий президент, который со своей «исторической миссией», бандериадой, упорной русофобией и грезами о спасении «своей нации», растерял электорат даже в Галичине. Вот здесь и может прийти новый человек.

Выборы - это доверие, а его в Украине может сегодня получить только человек новый. Остальные настолько утомили своими обещаниями и саморекламой, что если и существуют их довольно высокие социологические показатели, то это не уважение и популярность, а скорее ещё не до конца потерянные иллюзии. Так, рейтинг В.Януковича строится на вере в его пророссийскую ориентацию, на том, что он наконец-то покончит с «оранжевой властью», наладит экономическую жизнь, приостановит тотальную украинизацию. Рейтинг Ю.Тимошенко строится на симпатиях того же электората, который голосовал за «оранжевых» во времена Майдана, и тех, кто противопоставляет ее Януковичу. Она - воплощение нереализованных надежд, ранее возлагавшихся на Ющенко. Кроме того, обладая харизмой и европейским шармом (чего стоят одни ее наряды!), «газовая принцесса», ставшая королевой, уже своей персоной привлекательнее Януковича, Ющенко, Литвина, не говоря о других.

Но вот какая ситуация: расчеты на то, кто же после выхода во второй тур - а это, согласно подсчетам, те же Янукович и Тимошенко - окажется все-таки победителем, не приближают, а отдаляют названных кандидатов от искомого президентства. И дело все в той же усталости от их надоевшей, настойчивой саморекламы. Соперничество Януковича и Тимошенко превратилось в кухонную ссору коммунальной квартиры, их ругань аналогична постоянной сваре Шуры Балаганова и Паниковского с вопрошанием друг к другу: «А ты кто такой?» Но эти «разборки» сделали украинского избирателя совершенно безразличным к их программам, поставив страну в ситуацию ожидания. Кстати, на этом безразличии и выстраивает свою избирательную кампанию В.Ющенко. За принципом: а вдруг украинцы опомнятся и поймут, что первый - бывший заключенный и весьма далекий от профессионализма и культуры человек, а вторая - «известная воровка», которая (как он заявляет) только в силу моральных обязательств Ющенко-президента стала премьер-министром.

Возможно, все это - «чёрный пиар», один из последних доводов уходящего «короля» украинской политики. Но его политтехнологи правы, пытаясь сыграть на изъянах, конечно же, моральных, оппонентов президента. Это то, что может еще сработать. Так же, как в 2004 году. Ведь тогда выдвижение в претенденты на пост президента Украины Януковича было частью хорошо продуманного, дьявольского по своей изощренности антироссийского плана. При всей поддержке государственной машины (административного ресурса) Янукович, вопреки ожиданиям, был обречен. По рассчитанной многоходовой партии именно такой человек, с криминальным прошлым, должен был стать конкурентом непроходному, пока еще малоавторитетному Ющенко, хотя его и «раскручивали» в срочном порядке все фонды, гранты, ресурсы Соединённых Штатов Америки.

Это напоминало мистику фильма «Омэн», где путь дьяволу к господству на Земле готовили мощные потусторонние чёрные силы. Так и здесь: погибает главный банкир В.Гетьман и его место вскоре занимает неизвестный В.Ющенко, в 1999 году погибает харизматический политик В.Чорновил - политик национальный, но не националист, человек культуры и диалога; следующая таинственно-мистическая история - убийство журналиста Г.Гонгадзе. Якобы его обезглавленное тело до сих пор находится в морге, хотя мать не хочет признавать в нём своего сына. Многие в Украине уверены, что Гонгадзе жив, продав своё лицо и имя для дискредитации власти президента Кучмы. И действительно, Кучма и его команда подверглись мощной атаке шельмования. Однако, несмотря на всё это, Ющенко мог победить лишь при условии, что ему противостоял бы оппонент не просто слабее, но с явным изъяном. Любой, кто тогда мог выйти во второй тур, побеждал Ющенко. Поэтому нужно было заготовить нечто неординарное. Чем и стал Янукович с его судимостями, о которых до поры до времени молчали А потом - дело техники. Ведь Янукович формально действительно победил. Но поскольку он «бывший уголовник», тем более представитель «преступной власти», то можно было разыгрывать вторую часть спектакля выборов в стиле постмодерн - их фальсификацию.

Итог известен. Только безвольность, слабость, иррациональность Ющенко как личности не позволила Украине вступить в НАТО, утвердить на законодательном уровне те позиции, которые окончательно вырыли бы пропасть между Россией и Украиной. Хотя сделал он в этом направлении достаточно много.

Сегодня примерно такая же ситуация. Главное стремление Ющенко - любой ценой не допустить Тимошенко во второй тур. А если такое и случится, то сделать всё возможное, чтобы всё-таки победил Янукович. По взаимным договорённостям (ведь она теперь их общий враг), учитывая свою дружбу с олигархами, Ющенко вполне может надеяться на реанимацию своего политического бытия в должности премьер-министра. А на фоне президента Януковича (если тот им станет) он опять выигрывает. Ведь он сильнее его во многих отношениях. Но главное всё же - сломать Тимошенко. Оставшись у власти, есть все основания добиться утверждения своего авторитета и сохранения политического антироссийского курса. Известно какого.

Хотя реанимация Ющенко в политике - это война. Причем тотальная, на уничтожение - памяти, личностного начала, традиций, так или иначе связывающих русский, украинский и другие славянские народы. Он будет и дальше готовить себе место в истории, а для этого нужно кардинально изменить прошлое, создать невыносимые условия для русского языка и культуры, любой ценой отработать обязательства на окончательный отрыв Украины от России. Для проведения этого курса нужны исполнители, мифотворцы, нужна безграмотная, но «национально сознательная» масса и всё то остальное, что уничтожает подлинность в человеке. Ведь сделать Мазепу национальным героем и мифологизировать его роль в украинской истории (причём это не вызвало никакого особого сопротивления в среде так называемой интеллигенции) - всё равно, что считать Иуду одним из апостолов Христа.

Ведь никто не был так предан Петру, как Мазепа.

В условиях демократии всё делают деньги. Финансово-промышленным кругам нужна не новая мифология Украины, а реальное обеспечение их доходов. Нужен «человек дела», не отделяющий власть от бизнеса. Однако избиратель в своём большинстве всё же «ведётся» на моральные императивы, и, помня «нравственные уроки» из русской культуры и советского прошлого, может не последовать аксиоме западного человека: морально то, что выгодно. Для украинца, как и для русского, понятие «души», «сердца» не являются пока еще пустым звуком. И нравственность - это не рациональная выгода, а достоинство, совесть, честь и прочие «иррациональные» вещи, ещё не смытые волной жёсткой расчётливости. Отсюда и неуверенность в победе Януковича, несмотря на его мощный финансовый ресурс.

Однако в этих расчётах присутствует одно «но»: усталость не только от власти «оранжевых», но и от оппозиции, не так давно бывшей у власти. Благодаря этому и появляется то новое, что потом называют судьбой, случаем, исторической необходимостью, «невидимый рукой» и пр. Об этом думаешь в связи с появлением на предвыборной арене банкира и почти миллиардера Сергея Тигипко. Личность известная. Глава Национального банка при президенте Л.Кучме, начальник предвыборного штаба В.Януковича во времена «оранжевой революции». Его обвиняют в том, что он «соскочил» с должности главы начштаба в самый тяжёлый период. То есть в предательстве. Но как ещё мог поступить рационально мыслящий человек, «комсомолец», деловой, образованный, активный, молодой, если «предприятие», в которое он ввязался, прогорает? Во время и после тех выборов все тогда в Украине были убеждены: если бы С.Тигипко, а не В.Янукович был альтернативой Ющенко, он обязательно выиграл бы.

И вот теперь этот банкир из комсомольцев появился снова. Вначале, ещё до начала выборов, весной и летом, на ущербности и разочаровании в «грандах» украинской политики начал играть А.Яценюк. И дело у него пошло. Он получил довольно большой процент доверия, приобрел политический вес. Но выход оказался преждевременный. Опытные бойцы начали уверенно топить «молодого да раннего». Тем более оригинальные полосатые билборды не были восприняты, вызвали возмущение и убеждение, что у А.Яценюка плохие политтехнологи. Кроме того, все знают о его дружбе с Ющенко. Однако, взяв на себя первый удар, Яценюк стал тем, в ком разочаровались, кому не поверили. Уж лучше «плохие», но привычные и предсказуемые Ющенко и Тимошенко.

Здесь надо отдать должное Сергею Тигипко. Он вышел как бы в последний момент. Когда вовсю шла избирательная война, то есть избирательная кампания. Он не спешил, и, кажется, угадал. Для этого были нужны, конечно, холодный ум, расчёт, спокойствие, минимум эмоций. Чем и обладает С.Тигипко, терпеливо выждавший подходящий момент.

Какой же шанс у С.Тигипко? Он обещает сильную власть, которой хочет народ, уставший от оранжевого Гуляй-Поля и ставшей ненужной свободы слова. Кому и что «свободно говорить», если всё уже проболтано, и самое главное - потеряна вера? Нельзя не отдать должное харизме С.Тигипко: ладно скроенный, мыслящий, толково излагающий свою позицию, уверенный в себе человек, убедительно доказывающий, что он может сделать. Если другие говорят, причем годами, то он показывает, что и как нужно сделать. Он сделал свой бизнес, создал свой мир, как многим кажется, и не врёт о своей бедности, как врут премьер и президент (ну ничего у них нет!). Может импонировать и его трудное сельское детство, работа на колхозном поле. Кроме того, у него нет навязчивого «европейского выбора» и «вступления в НАТО». Во всяком случае, пока. Курс - на экономическую реабилитацию страны: сделать её конкурентоспособной, возродить утраченные отрасли (например, сахарную), бороться с фальсификатом и контрабандой, защищать интеллектуальные и коммерческие права производителей.

Еще один момент - его аргументированная, спокойная критика нынешней власти, которая должна сойти с политической арены, освободив дорогу новым, сильным, прагматичным лидерам. Они должны руководствоваться не популистскими лозунгами, а идеей создания сильной страны. Нужна не столько свобода слова (её хватает), сколько свобода для бизнеса, зажатого ныне бюрократической системой чиновничьей державы.

Зная украинскую систему власти, С.Тигипко обещает поддержку бизнесменам. Нынешним правителям не хватает чёткого плана реформирования экономики, нет воли для проведения конструктивной политики. Ставка С.Тигипко - на умных. Вообще-то, он вызывает симпатию и поддержку у многих избирателей. Правда, оригинального в его размышлениях об экономике немного, здесь он не слишком отличается от других, но эти другие исчерпали свой ресурс. А Тигипко может выдавать себя за человека, представляющего собой надежду, на которого можно поставить. Спокойствие, прагматизм, опыт - ведь он как никто знает своих оппонентов - помогают ему уверенно продвигаться к финишу. Он подходит русскоговорящей части Украины - а у неё большинство. И в Западной Украине, всегда расчётливой, уж лучше поставить на стабильного и «морального» Тигипко, чем на аморального Януковича, вечно скользкую Тимошенко или потерявшего доверие Ющенко.

Есть, правда, один момент, который очень важен для Украины и с которым у Тигипко, похоже, не всё благополучно: геополитическая, а точнее - геокультурная ориентация кандидата. И далеко не безразличный для жителей страны выбор кандидата - Восток или Запад. Дело здесь даже не столько в привычке, родственных связях, сколько в желании лучшей жизни: с Россией надежнёе! Это не Греция и не Испания, но работать и заработать всегда можно. А Тигипко здесь уклончив, невнятен и этим вызывает настороженность. Вряд ли избиратели, перекормленные болтовнёй о «европейском выборе», пойдут ещё за одним деятелем откровенно прозападной ориентации.

Прагматика и рационализм Сергея Тигипко, не имеющие культурной базы - безразличные к выбору «славянский мир или Запад», - могут оказаться пустыми, бессодержательными жупелами. Как и демократия, которая для массы народа, живущего за счет натурального хозяйства, мизерных пенсий и случайных заработков, ничего не значит. Эта невнятность, недосказанность вполне могут выйти С.Тигипко боком. Хотя шанс сегодня именно у него, и больше этому банкиру-комсомольцу такой шанс никто не предоставит.