Для Ющенко геноцид поляков всего лишь «эпизод»
На модерации
Отложенный
Для Ющенко геноцид поляков всего лишь «эпизод»
Беседу с Люциной Кулиньской, доктором гуманитарного факультета горно-металлургической Академии, историком и политологом, исследователем польско-украинских отношений в XX веке, автором многих публикаций на эту тему, проводит Мариуш Бобер.
- Как Вы оцениваете слова президента Виктора Ющенко в своем интервью во вчерашней «Rzeczpospolitej», что УПА боролась за независимость Украины?
- Я уже много лет исследую эту проблематику и не могу с этим согласиться. Конечно, для украинцев идея получения независимости была одной из наиважнейших. Но методы, которые использовали такие организации как ОУН и УПА, а также их идеология свидетельствуют о том, что нельзя их членов считать борцами за независимость. Главной их задачей было, собственно, «устранение» польского населения с территорий, которые вскоре заняла советская армия. И поэтому подготовленное и реализованное ОУН-УПА истребление поляков не может быть оправдано борьбой за независимость, как это пытается сегодня сделать Виктор Ющенко. После тщательного изучения того, чем на самом деле занимались эти отряды, оказывается, что они убивали, жгли деревни, выкидывали из домов людей и занимались грабежами. Не щадили никого – ни женщин, ни детей, ни стариков. Это попросту был геноцид поляков.
- Более всего возмущает определение для того геноцида, которое использовал Ющенко, - «польский эпизод».
- Давайте вспомним, чем же был этот «польский эпизод» в деяниях защищаемых Ющенко «героев» из ОУН и УПА. Вот краткая хронология: межвоенный период (до 1942 года УПА не существовало, но антипольские акции проводило ОУН) – покушения на польских политиков, учреждения, массовые поджоги польского имущества, убийства из-за угла, шпионаж в пользу противника, а в 1939 году подготовка антипольского восстания (пятая колонна для немцев). Сентябрь-октябрь 1939 года – во многих повятах (уездах) убийства гражданских лиц и польских солдат (даже целых подразделений), начало тесного сотрудничества с оккупантами. Украинские националисты в Кресах быстро договариваются с Советами – входят в Сельрад и занимаются «разкулачиванием» и выселением сотен тысяч поляков в глубь России.
Польское имущество депортированных было разграблено «соседями», земля и дома были отобраны или уничтожены. В убийствах и издевательствах над поляками участвовало также много украинцев-коммунистов. В советских тюрьмах, а затем и в немецких допускалось применение страшных пыток. Вступление немцев в Кресы в 1941 году (вместе с украинскими националистическими формированиями) сопровождается очередным, на этот раз уже массовым и систематическим истреблением поляков и евреев. Прелюдией стал рейд, проведенный созданными из этих формирований немецких батальонов «Nachtigal» и «Roland», и убийство львовской профессуры.
Вплотную сотрудничающие с гитлеровцами украинские националисты в Крессах проводят холокост евреев, а затем и геноцид поляков. Они входят в состав исключительно жестокой украинской полиции, работают в обслуге концентрационных лагерей, вступают в созданную из украинцев 14-ую дивизию СС «Galizien». Они везде, где безнаказанно льется польская кровь, даже среди отрядов, усмиряющих Варшавское восстание.
И если бы этого было мало, после войны их тоже было немало среди обслуги сталинских тюрем, где они издевались над польскими патриотами… Они убили и довели до смерти сотни тысяч поляков.
Так выглядит этот «эпизод», о котором говорит Ющенко… Это скандал и попытка опошлить преступление.
- Как вы оцениваете слова президента Украины, оправдывающего тех украинцев, которые воевали в рядах ОУН-УПА – как он уверяет – против двух тоталитаризмов?
- Любой тоталитаризм страшен, но то, чем занимались преступники из ОУН-УПА, можно сравнить только с холокостом, который проводили немцы по отношению к еврейскому народу. Ющенко не может говорить, что отряды ОУН-УПА боролись с тоталитаризмами, потому что они собственно представляли собой наиболее преступный тоталитаризм, и даже на уровне самой идеологии. Ведь в письмах Дмитра Донцова или других идеологов ОУН-УПА есть формулировки, которые даже переигрывают в некоторых аспектах гитлеровский «Mein Kampf». Кроме того, как советский, так и немецкий тоталитаризм реализовывался, насколько я помню, тоже через украинцев.
- К тому же ОУН-УПА убивала и самих украинцев…
- По данным профессора Виктора Полищука, их могло быть даже до 80 тысяч. Поэтому вопреки тому, что утверждает президент Ющенко, нельзя говорить о «польско-украинском конфликте». Поляки не были в конфликте с украинским народом, а лишь с узкой идеологизированной группой, не превышающей 3% от общества, причем проживавших на землях Второй Речи Посполитой. Тем более это порождает вопрос, зачем польские власти, собственно, поддержали это шовинистическое направление в Украине.
- Но ведь политики обеих стран давно уже похлопывают друг друга по спинам, уверяя всех о стратегическом союзе, который должен был бы стать решением как политически-экономических проблем, так и вытеснением, как было подчеркнуто, «антагонизмов».
- Чтобы народы могли сознательно сотрудничать и соседствовать, они должны понять, должны уважать друг друга, в конце концов, должны полюбить друг друга. Как этого добиться, если в Украине, как грибы после дождя растут памятники убийцам поляков, а местная молодежь бегает по лесам с муляжами карабинов, как члены военизированных отрядов. Украинские националисты всегда проповедовали ненависть к Польше. К сожалению, сегодня эта идеология проникает также на восток Украины. Способствуют этому такие действия, как реклама одной из украинских пивоварен, в которой ссылаются на былые украинские «подвиги», когда на одном дереве вешали поляка, еврея и пса…
Я боюсь другого – нарастающий шовинизм может крепко столкнуть украинцев с Россией, а поводов хватает. Я имею в виду хотя бы Крым и черноморский флот. Наши политики неразумно могут втянуть Польшу в этот конфликт, а ведь Украина, хотя бы с точки зрения огромного процента русского населения, могла бы создать с Россией какой-то более разумный modus vivendi.
- Это свидетельствует о том, что прежняя политика польских властей потерпела крах?
- Конечно. Претензии президента Ющенко на дружбу с наиболее важными польскими политиками следует рассматривать как оскорбление в их адрес. Как президент Лех Качиньский, так и спикер Сейма Бронислав Коморовский усмиряли протесты с польской стороны, когда просили наши власти вмешаться, чтобы украинская сторона перестала воздвигать памятники преступникам из ОУН-УПА. И значит, некоторым образом они тоже ответственны за действия президента Ющенко, ведущие к прославлению этих преступных организаций.
Комментарии