Чей Холмс лучше?

На модерации Отложенный

Постепенно возобновляем рубрики нашего журнала)). И для начала - "Кинозал по понедельникам". Да-да, я знаю, что сегодня среда, просто в предыдущие два дня я был жутко усталый и занятой (ну а сами попробуйте без раскачки начать работать после десяти дней отдыха, отягощенных едой, алкоголем и телевизором), и не мог выложить рецензию, которая УЖЕ была написана - притом еще в воскресенье. Итак, сегодня у нас первая премьера-2010: мистер "Шерлок Холмс" Гая нашего Гисборна Ричи :)

Что могу сказать для начала? Я в совершеннейшем восторге, друзья мои! Естественно, у всех нас так или иначе в голове сидит творение Масленникова/Ливанова/Соломина/Дашкевича (иначе я называть этот фильм не могу - слишком неуважительно будет по отношению к кому-либо". И, идя на сеанс, я volens nolens боялся, что буду сравнивать творение Ричи с тем, что знакомо с детства.

Но уже с первых кадров я понял, что все сравнения идут, простите мне мой идиш, прямиком в тухес. Это совершенно ИНЫЕ, незнакомые нам Холмс и Ватсон (причем к доктору это относится в гораздо БОЛЬШЕЙ степени, о чем ниже), но это таки они - Холмс и Ватсон! Да, налицо явная комиксовость и местами притянутый за уши сценарий, НО... Как всегда, есть "но", и тут их сразу три.

Во-первых, режиссер этого фильма - Гай Ричи, а не, извиняюсь, Ким Ки Дук или Полански. Это человек, снявший "Карты, деньги, два ствола", "Большой куш" и "Рок-н-рольщика" а это, как ни крути, уже стилистика. Во-вторых, выпускающая компания - WB. А это тоже о чем-то говорит, нес па?

Ну и в-третьих, давайте не будем забывать, что "Шерлокиана" - это, пожалуй, самый большой и многогранный арт-проект последнего века. Акунин, Желязны, Лукьяненко, Марк Твен, Филип Хосе Фармер, Джаспер Ффорде, Энтони Бёрджесс, Азимов, Нил Гейман и Майкл Муркок - все они писали о Холмсе, и писали по-разному. Так почему бы Лайонелу Уигрэму и Майклу Роберту Джонсону не описать СВОЕГО Холмса? А уж о количестве экранных образов обитателя Бейкер-стрит, 221B - я молчу. Бэзил Рэтбоун, Майкл Кейн, Альгимантас Масюлис, Николай Волков, Кристофер Ли... И RDJ - вполне достоин занять место в этом ряду. Но обо всем по порядку.

Музыка - ну тут кроме высших баллов поставить нечего. Циммер - это, извините, Циммер. Легче перечислить, к чему маэстро НЕ написал потрясающую музыку. Вот и на сей раз саундтрек узнается с первых минут и создает атмосферу поздневикторианского Лондона. Ну и конечно - совершенно потрясающая "Rocky Road To Dublin" во время поединка с Мак-Мёрдо, за что старине Гаю отдельное спасибо. Итого - 10 из 10, и нефига думать.

Видео и операторская работа - опять же не к чему придраться. Абсолютно шикарный Лондон (за один Тауэрский мост и фонарь перед домом Холмса я готов простить практически всё). Верфь, жилище Рыжего Карлика (тм), тюрьма Скотланд-Ярда, съемки драк и взрывов, работа костюмеров - все на высшем уровне. 10 из 10, меньше при всем желании не поставить

Актёрская игра - можно пищать от восторга.

Дауни-младший - это тот Холмс, которого Масленников с Ливановым нам НЕ показали, но который у Конан Дойля был. Драчун, кокаинист, скрипач, но при этом - гениальный мастер дедуктивной логики. Сцена объяснения с Ковардом - блеск. Поединок с Мак-Мёрдо - шикарен от первой до последней минуты. Демонстрация способностей на невесте Ватсона - очччень и очень показательна. Плюс этот Холмс обладает восхитительнейшим чувством юмора, за что порой получает по морде и от лучшего друга. Вот последний в виде Джуда Лоу - меня просто покорил.

Он похож на Соломина чем-то, спору нет. Но Соломин-то - это вот как раз тот Ватсон, которого прописал в своих романах сэр Артур, а именно ассистент великого гения. В то время как у Лоу Джон Ватсон - полноправный холмсовский партнер, имеющий к тому же нехилые дедуктивные навыки и поставленный удар с левой. Да и жизнь ему спасал не раз. Словом, Лоу - выше всяких похвал. Рэйчел Мак-Адамс - конечно, НЕ Ирен Адлер в истинно конандойлевском смысле, но в то, что Шерлок мог влюбиться в ТАКУЮ Женщину - вполне верю. Марк Стронг работает с Ричи еще со времен "Рок-н-рольщика", и здесь он сыграл просто блестяще. Сцены на крипте и старой фабрике заставляют мурашки бежать по телу...

Второстепенные герои с ролями справились хуже. Пожалуй, можно отметить только безоговорочно попавшего в роль Хэнса Мэтисона, который временами выглядел еще демоничнее Стронга. Зато совершенно не понравились миссис Хадсон и Лестрейд - а ведь учитывая, что первую играла Джеральдин Джеймс, а второго Эдди Марсан, можно было ожидать гораздо большего. Мак-Мёрдо и Дреджер (а точнее, Дэвид Гаррик и Роберт Мэйллет) со своими ролями справились, но от них, кроме тупой физической силы, ничего и не требовалось. Ну а Мэри Морстон - это их Лиза Боярская, и етим всё сказано :)

По совокупности - 9 из 10, ибо игра Дауни, Стронга, Мак-Адамс, Мэтисона и особенно Лоу - искупает всё. Хотя... по сравнению с собранным Масленниковым актёрским ансамблем все они нервно курят и ссут за углом. Ведь там, помимо Ливанова, Соломина и Зелёной, были ещё Караченцов, Проскурин, Янковский, Михалков, Адабашьян, и многие-многие другие. Ну а про Виктора Евграфова и его Мориарти я молчу - его не переплюнуть... Хотя, если муж и отец шестерых детей все-таки согласится, будет очень небезынтересно. Что ж, пожуём - увидим (с)

Сценарное развитие - ну это же комикс, классическое based on a story of... Уши фильма "Из ада" торчат через два на третий, но отсылки к классическому Холмсу все же есть, и этого отрицать нельзя. А учитывая, что второй фильм обещает раскрытие противостояния Шерлок - Профессор хотя бы minimum minimorum, то ниже, чем 8 из 10 поставить рука не поднимается)))

Итого - 37 баллов из 40 возможных, и вердикт - смотреть однозначно, причем ИМЕННО на большом экране, поскольку в противном случае теряется половина очарования и впечатления.