Нет сил на восстание
В России сталкиваются две противоречивые тенденции — рост недовольства жизнью и усталость, снижение энергетического потенциала нации.
О том, как могут сказаться мечты россиян на будущем страны, в интервью «Профилю» рассуждает доктор социологических наук, заместитель директора Института социологии РАН Наталья Тихонова.
ПРОФИЛЬ: Такое ощущение, что россияне стали более меркантильными. Большинство мечтают о спокойной, сытой жизни...
Тихонова: То, что граждане на первый план ставят удобство, комфорт и предпочитают более легкие отношения, на мой взгляд, свидетельствует не о том, что они превратились в потребителей. Просто со здоровьем у них стало хуже. У россиян уже нет такого энергетического потенциала, который характеризовал поколение наших бабушек. То есть жизненная энергия в условиях городов постепенно уходит. И реагируют люди на это прагматически — стараются снизить нагрузки. Хроническая гонка, усталость, стрессы и отвратительная экология — все эти факторы невольно отражаются на поведении. По большей части это бессознательные реакции, но они идут. Это закономерное явление.
ПРОФИЛЬ: Судя по исследованию, граждане не против социального неравенства. И в то же время большинство считают, что нынешнее государственное устройство несправедливо. Тут нет противоречия?
Тихонова: Россияне действительно не стремятся к уравниловке. И, как показывает исследование, допускают разницу в доходах почти в десять раз. Это высокий разрыв. В Германии — не больше восьми. Однако напряженность вызывает несколько факторов. Во-первых, реальный разрыв гораздо выше. Во-вторых, существующая дифференциация нелегитимна. Согласно статистике, у нас в одной и той же отрасли наблюдается четырехкратный перепад по зарплате. Например, бухгалтер в нефтяной сфере зарабатывает одну сумму, а в культуре — другую. Причем от квалификации и от уровня образования ничего не зависит. Это не воспринимается гражданами как справедливое основание неравенства. Представляется абсолютно неприемлемым то, как живут, а если называть вещи своими именами, — жируют чиновники. Откуда у сотрудницы мэрии, скажем, есть деньги на пятикомнатную квартиру в бизнес-комплексе?
Но в то же время россияне смирились бы с этим, если бы для них имелся какой-то шанс. Людей, которые готовы пахать, разбивать лбом стены, сидеть ночами над учебниками, порядка 40%. Однако лифты социальной мобильности для них закрыты. Граждане видят, что общество превращается в сословно-феодальное, где все передается по наследству. Причем не только в бизнесе, но даже в госструктурах уже начал практиковаться этот метод. Конечно, это вызывает сильное сопротивление. Протестующие в основном концентрируются в крупных городах.
И они очень неравномерно распределены по регионам. Среди лидеров — Москва, Подмосковье, Иркутская область.
ПРОФИЛЬ: Но ведь власть не только сама жирует, но и о пастве не забывает. Как свидетельствует опрос, материальное благосостояние населения значительно выросло.
Тихонова: Наша власть как раз не может понять, почему раньше голодали, но не протестовали. Наверняка тут замешана подлая рука американского империализма. А на самом деле в 1990-е годы как рассуждали? Казалось, что вот сейчас тяжело. Но осталось еще совсем чуть-чуть потерпеть, и все наладится.
Сейчас наоборот: жить стало лучше, но не веселее. Денег вроде бы больше стало, товаров длительного пользования в домах прибавилось, а появилось ощущение безысходности. Ты ничего не можешь, ты абсолютно бесправен. Это и генерирует всякого рода протесты. Потому что не дай бог столкнуться с нашими чиновниками, не понравиться полицейскому — ты ничего не сможешь сделать. Люди это осознают. И это намного значимей для них, чем материальное благополучие. Потому что деньги в нашей культуре воспринимаются как некое приложение к жизни. Они никак не связываются с конкретными трудовыми усилиями. К ним относятся по принципу «повезло, значит, есть, не повезло — нет».
ПРОФИЛЬ: И каков дальнейший прогноз — стоит ждать очередной революции?
Тихонова: Большинство людей не хотят очередных потрясений. Прежде всего потому, что все равно не видят реальных альтернативных политических сил и лидеров. Ну, допустим, будет Немцов, а не Путин. И что от этого изменится? Поэтому в массе своей люди за стабильность.
Проблема сегодня не в протестных настроениях, а в другом. Россия подошла к той точке, когда принципиально меняются условия для дальнейшего развития. До сих пор власть и общество существовали как бы сами по себе. Был некий консенсус: «Вы не трогайте нас, а мы не тронем вас». Но власть начала активно трогать население. Очередные реформы в здравоохранении, образовании, ЖКХ накаляют ситуацию. Сейчас уже появились люди, не готовые жить, как молчаливая масса. Они говорят: мы хотим, чтобы вы нас в своем параллельном мире учитывали, не забывали, что мы тоже существуем. Однако у них еще не сформировалась идеологическая платформа. Возможно, она появится в наших элитах, а совсем не в оппозиции.
Должны сформироваться политические институты, через которые будет реализовываться давление на власть. Я думаю, что период вызревания займет 10—15 лет. А сейчас это будут стихийные эмоциональные протесты, которые властям еще можно пытаться игнорировать. Но то, что они начались, означает, что мы вступили в новый этап развития страны.
Комментарии
А по всей стране - столько этносов, который - случись чего - россию почище атомной бомбы разнесут....
А кавказ - это вообще финиш - там силы на восстание - не иссякали - ВООБЩЕ никогда...
Значит распад россии
Вот и приучились
Разве нормальный станет терпеть столько?
Да и вы - тоже, не обольщайтесь...
самые активные погибли в ВОВ и были загублены в ГУЛАГе.
Остались только трусливые, пассивные, равнодушные, осторожные.
Они и размножились и, соответственно, закрепили свою генетику в популяции.
Поэтому мы такие же - трусливые и .... далее по тексту.
В человеке две составляющих - генетика и воспитание.
Первая - дело тёмное, а про вторую могу сам сказать - с детства вдолбили - не высовывайся.
Мы жили ещё в сравнительно спокойное время, а наши родители попали под каток.
Моя тёща до самой смерти (2001) всего боялась, в юности подпали под выселение и спецкомендатуру. Отгуда отваге взяться?
Думаю, это у него из детства - жил на оккупированной территории Зап. Украины, а после войны - бандеровщина тоже в страхе держала.
Зато эти деньги могли бы предотвратить ускоренное вымирание русских областей. О том, какого уровня там достигла социальная катастрофа, говорит хотя бы такое радостное сообщение руководства Нижегородской области об «оптимизации бюджета»:
Я говорю о том, что ни москвич, ни новгородец, ни якут (если они не бандиты и не чиновники) купить жильё в Москве не могут даже теоретически.
А все эти "субсидии", "дотации" и "субвенции", о которых Вы говорите, разворовываются ещё на стадии распределения.
В Москве народа намного больше, чем 11,7 млн; учитывайте нигде не зарегистрированную армию гастеров, и такую же армию не желающих светиться кавказоидов.
Но безмерно жадные верхи скоро нас от нее освободят, и это приведет их к заслуженной смерти.
В верхи попали люди с определенным комплексом качеств, проверенных в реальной обстановке. Тот, кто жадней и подлей занимал положение ближе к вершине пирамиды. Хаос 90-х и беззаконие нулевых этому способствовали.
Они прошли через сито безнравствености. Хотя сами так, конечно, не считают.
Многие, но не все. Далеко не все. История против. История России имеет огромное количество героев, святых, замечательных полководцев, великих государственных деятелей.
Были и есть настоящие бескорыстные и честные люди.
Иначе нас с Вами давно бы завоевали.
"Кадры решают все" сказал товарищ Сталин. Их надо очень тщательно подбирать из людей умелых и нравственных (такие есть и много, но нынешняя система их отторгает как чужих).
А ученый или хороший рабочий - это карьера другого рода. Здесь не спрячешь свое неумение за объективные факторы" или кризис. Плохо спроектируешь - рухнет. Эти люди нашли свое призвание и просто так его не бросят. Хотя сейчас умирают целые отрасли и бывает, что приходится переквалифицироваться.
Но идет процесс перерождения государственной ткани.
Она вбирает в себя предателей, соблазняет податливых, честных отвергает.
Чистое зло такая же редкость, как и чистое добро.
Даже несколько таких настоящих людей могут победить зло. Потому, что зло имеет силу, когда человек пугается, что у него отнимут имущество, свободу, жизнь. А тот, настоящий, про которого я писал ничего из перечисленного потерять не боится. И он непобедим.
неравенства, не только от унижений господами подневольных людей, а и от информационно-
пропагандистских усилий действующей власти. СМИ - оружие могучее. В отличие от телесных
поражений военным оружием СМИ поражают духовный мир общества, внедряют в сознание народа
понятия о добре и зле, чести и бесчестии, нужные управителям государства. Пока основные средства
информации, пропаганды, агитации держатся в руках нерусских по духу сил, выводить широкие
трудовые массы из социальной дремоты будет трудно. После 1985 года усилиями ТВ, радио и
печатных изданий общественное сознание нашего многонационального населения во многом
перестроено на пользу капитализма и в ущерб социалистическим нравственным нормам.
Легко же мадам отделяет чиновников и полицейских от народа! А чиновники не народ? И не нужно утрировать. Среди чиновников и полицейских такой же процент негодяев, как и среди нечиновников и неполицейских.
++ Сейчас уже появились люди, не готовые жить, как молчаливая масса. Они говорят: мы хотим, чтобы вы нас в своем параллельном мире учитывали, не забывали, что мы тоже существуем++
Недовольные были и есть всегда и во всех странах. Только т.н. оппозиционеры не имеют ничего общего с перманентно недовольным населением. Люди с Болотной точно уж не обиженные (100 лет халявы для москвичей продолжаются). Они скорее тунеядцы: найдите среди митингующих рабочего, прогуливающего работу ради протеста, практикующего врача, банкира, оставившего офис, и т.д. и т.п. А опереточные вожди - та еще песня. Из Швейцарии, видимо, очень хорошо просматриваются нужды людей.
Рассуждаете о революции, "Путин мой бутерброд съел", большевики недоделанные!!!!!