Проклятие нефтепровода

На модерации Отложенный

Что же за новогодье без конфликта в сфере энергетики! Россия снова ссорится с Белоруссией.

Предыдущая ссора двух государств произошла ровно три года назад, когда Россия существенно повысила цену на поставляемый Белоруссии природный газ, получив в качестве ответа установленные в одностороннем порядке повышенные платежи за нефть, которая по нефтепроводу «Дружба» течет транзитом через Белоруссию в европейские страны. В конце концов, Белоруссии пришлось капитулировать и на нефтяном, и на газовом фронте. Однако эти события, наряду с российско-украинской «газовой войной» прошлой зимой, дали основание для серьезных сомнений в России как надежном поставщике энергоресурсов.

В тот раз Белоруссия «обосновала» нежелание дороже платить за газ существованием Союзного государства России и Белоруссии. Это государство существовало на бумаге, что было по душе белорусскому диктатору Александру Лукашенко, но тогдашний президент России Владимир Путин хотел добиться реального объединения, т.е. фактической аннексии Белоруссии. Из шести губерний Белоруссии мог получиться довольно хороший федеральный округ России. Тут нужно добавить, что сохранения государственной независимости хотят и Лукашенко, и идеологически пестрая белорусская оппозиция. Соображения разные, но цель общая.

В декабре прошлого года закончился срок прежнего договора о поставках российской нефти. Казалось, что для подписания нового договора нет очевидных препятствий. Однако они возникли.

Объем закупаемой Белоруссией нефти более чем в три раза превышает внутреннее потребление. В стране два нефтеперерабатывающих завода, которые экспортируют свою продукцию в европейские государства. Прежние льготные таможенные тарифы относились ко всей продаваемой Белоруссии нефти, теперь Россия предлагает применять льготные тарифы только к тому объему нефти, который предназначен для внутреннего потребления Белоруссии. Подсчитано, что в таком случае белорусский бюджет потеряет приблизительно два миллиарда долларов в год.

Минск, естественно, ощетинился. Снова звучат угрозы пересмотреть цену транзита нефти, а плату за транзит электроэнергии в Калининградскую область и страны Балтии повысить в пять раз. Белоруссия может направить против России также другое «оружие»: у обоих государств общая система противовоздушной обороны, в Белоруссии находится стратегически важный центральный пункт связи подводного флота России и многие военные объекты, вывода которых можно потребовать.



Как бы там ни было с «Союзным государством», но 1 января вступил в силу договор России, Казахстана и Белоруссии о создании Таможенного союза, проект двадцатилетней давности, который реанимирован в июне прошлого года. Таможенный союз по определению означает, что между заключившими договор о нем сторонами не существует таможенных барьеров. Лукашенко уже пригрозил выходом Белоруссии из союза, если Россия не уступит в нефтяном споре. В свою очередь, Москва обещает применить полный таможенный тариф ко всей продаваемой Белоруссии нефти.

Есть еще одна пикантная деталь. Месяц назад, находясь в Минске, президент России Дмитрий Медведев обещал благоприятные условия поставок нефти для Белоруссии. На прошлой неделе российские и белорусские эксперты, которые разрабатывают новый договор, по основным направлениям пришли к общему знаменателю. Однако тогда российскую делегацию вызвали отчитаться о работе над договором. Отчитаться перед «руководством правительства». В понедельник российская делегация возобновила переговоры с неприемлемой для Белоруссии нулевой точки. Главное «руководство правительства» - это премьер-министр России Владимир Путин. Кажется, еще никогда не было – по меньшей мере, в достойных внимания делах - так, что президент России говорит одно, а премьер делает другое. Первая заметная трещина в тандеме?

В связи с поворотом на переговорах, разумеется, не нужно забывать о взаимных антипатиях между Путиным и Лукашенко. Но не только о них. Путин не отказался от намерения возобновить господство Москвы в бывших республиках СССР, однако они, даже Белоруссия, стремятся дистанцироваться от России. Также уместно вспомнить, что, несмотря на усилия России, Белоруссия, как и другие страны СНГ, не признала независимость Абхазии и Южной Осетии. А тем, кто находится у другого конца «Дружбы», не стоит лелеять иллюзий о поставщике нефти. Если Путин сочтет, что для достижения его целей нефтяную «трубу» нужно перекрыть, это произойдет. Как это произошло три года назад.