Союз Москвы и Пекина - возможность и необходимость
На модерации
Отложенный
Российско-китайский саммит, который стал первым полноформатным зарубежным визитом после инаугурации Владимира Путина, продемонстрировал, что Москва и Пекин уверенно движутся по пути создания политического союза. Насколько актуален в нем будет военный компонент, во многом зависит от Вашингтона.
По итогам подписано "Совместное заявление о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего, равноправного, доверительного партнерства и стратегического взаимодействия", а также 16 весьма конкретных документов о сотрудничестве в самых различных сферах - от атомной энергии до туризма. Это позволяет лидерам двух стран прогнозировать рост товарооборота к 2015 году до $100 млрд. Сейчас он составляет $83 млрд.
Однако сторонних наблюдателей привлекает прежде всего то, как трансформируется российско-китайское сотрудничество в политической сфере.
Очевидно, что после пекинского саммита российско-китайские отношения продолжат движение в сторону политического союза.
"Мы договорились об усилении сотрудничества в военной сфере и в сфере обеспечения правопорядка и безопасности", - сказал председатель КНР Ху Цзиньтао на совместной с Владимиром Путиным пресс-конференции в Пекине. Как подчеркнул председатель КНР, стороны намерены использовать для этого все каналы и будут стремиться вывести сотрудничество между вооруженными силами России и Китая "на новый уровень".
Со своей стороны Путин подчеркнул, что Россия и Китай отводят важную роль совместной инициативе по укреплению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. "В этом контексте мы, конечно, будем поддерживать отношения между нашими военными ведомствами", - сказал российский президент.
Он напомнил, что Россия выступала и выступает за формирование в этом регионе открытой и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на принципах международного права.
Это не только отражение скоординированной позиция России и КНР в Совете Безопасности ООН и за его пределами по ключевым проблемам – иранской, северокорейской, сирийской. В первую очередь речь пойдет о блокировании для обеспечения фундаментальной безопасности обоих государств.
Более или менее аккуратная смена режима, на которую нацелены экономические санкции и политические давление Запада в отношении Ирана и КНДР, скорее всего, сдвинет региональный баланс сил не в пользу КНР и России. Чувствительным может оказаться и вытеснение из привычных сфер экономического сотрудничества, что уже произошло с российскими и китайскими компаниями в Ливии.
Однако наиболее важными являются военные угрозы. Для России сегодня это угроза со стороны ПРО, разворачиваемой США, которая девальвирует российский потенциал сдерживания и технически, и психологически.
Москва вынуждена не только резко реагировать, но и искать и пестовать союзников. Главным же становится Китай, стратегические силы которого также принимаются в расчет при развертывании ПРО в АТР.
В этой связи не случайно замминистра иностранных дел Китая Чэн Гопин в преддверии визита Путина заявил: "Китай выступает против того, чтобы какие-либо страны или организации угрожали безопасности других стран при помощи развертывания системы противоракетной обороны. Мы категорически выступаем против этого", – сказал дипломат, отвечая на просьбу прояснить позицию Пекина по вопросу о развертывании США системы ПРО в Европе. И добавил: "В этом вопросе позиции Китая и России полностью совпадают".
В свою очередь, новая оборонная стратегия, которую обнародовал в январе президент США Барак Обама, явно не подарок для Пекина. АТР объявлен главным регионом, где сосредоточены национальные интересы США. На этой неделе министр обороны США Леон Панетта объявил, что в регионе предполагается сосредоточить 60% военно-морских сил Соединенных Штатов. США возвращаются во Вьетнам и Филиппины, у которых непримиримые территориальные споры с КНР.
Китай не может не реагировать. Как заявил официальный представитель МИД КНР Лю Вэйминь, дислоцирование большего количества вооруженных сил и укрепление военных союзов в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются неуместными.
Сказано весьма дипломатично. Однако в апреле Россия и КНР провели в Желтом море крупнейшие военно-морские учения, в которых приняли участие флагманы тихоокеанских флотов двух государств. Стали слышны и заявления о необходимости формирования российско-китайского союза, звучат они как на экспертном уровне, так и со страниц официальной "Жэньминь жибао".
Очевидно, что крайне решительная позиция США в области ПРО и военного развертывания в АТР ведет к политическому и военному сближению России и КНР. Однако, судя по всему, Москва предпочитает укреплять союзнические отношения с КНР в рамках многостороннего формата ШОС. Вот что сказал по этому поводу Владимир Путин накануне отъезда в Пекин: "Вновь подчеркну – стратегическое партнёрство России и Китая является действенным фактором, укрепляющим региональную и мировую стабильность. Именно в этой логике мы работаем и над укреплением взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества".
Логика очевидна: концепция многополярного мира требует и многовекторной внешней политики, а не создания второго полюса, хотя бы и совместно с добрым соседом и стратегическим партнером.
Комментарии
Поэтому, можно не сомневаться, обнесут Россию по полной
Обуют и оденут, только чиновникам взяток дадут
В принципе, задача России сформулировать свои интересы, и дружить со всеми, с кем сегодня выгодно. Блюдя принцип монтера Мечникова - " утром деньги - вечером стулья".
Вижу просторы цветущих долин
Для инвестиции климат тут райский.
Ден Сяопин не ворует бензин,
Ден Сяопин говорит по китайски.
Знаменем алым гордится страна,
Партии руль направляет движенье.
Первой на свете сегодня она
В спорте, науке ,труде и ученье.
Пусть либералов ехидный сарказм
Слышен ему за хребет Гималайский
Ден Сяопин не впадает в маразм
Он уже сделал пол мира китайским.
Время научит ценить то ,что есть
Стала безлюдной земля за Уралом
Тайну хранит чья-то подлая месть
Русских на свете рождается мало.