РУСЬ МЕЖДУ ХРИСТОМ И ВАРАВВОЙ

На модерации Отложенный

РУСЬ МЕЖДУ ХРИСТОМ И ВАРАВВОЙ

Но весь народ стал кричать:
смерть Ему! а отпусти нам Варавву.
(Лук.23:18)

«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Иоан.12; 12-13) – Так встречал Иерусалим Христа. Тат самый Иерусалим, который менее чем через неделю будет кричать Пилату «Распни Его!». Что произошло с древним городом, куда исчезли восторг и вера в Мессию? Почему на смену им пришла злоба?

Народ Израиля ждал освобождения от захватчиков много лет унижавших святыни и веру. Уже разрушался Святой Храм иноземцами, навязывалась языческая вера, Храм превращался в место поклонения идолам, попирались традиции единственного на то время монотеистического народа. И владычество римлян было очередной вехой на пути многовекового унижения. Палестина была лишь одной из провинций Римской империи, и хоть римляне более лояльно, нежели греки и иные поработители относились к вере иудеев в Единого Бога Живого, но почитание кесаря как бога было обязательным в империи для всех. Об уважении же римлян к иудеям и их традициям говорить не приходится вовсе. К этому следует прибавить традиционные для любых завоевателей грабежи и поборы. Неоднократно вспыхивавшие народные восстания каждый раз жестко подавлялись римскими легионами.

Народ, убежденный жизненными реалиями, в собственной недостаточности для борьбы с иноземным (а что еще важней – иноверным) игом ждет помощи. Помощи от Того, Кто вывел его из Египта, Кто создал землю и небо, Кто обещал верным Ему Свое заступление, помощи от Бога. Ведь ждать ее больше неоткуда. Народ ждет Мессию. Весь Ветхий Завет полон своим главным мотивом и целью – готовностью принять Мессию. Того, Кто установит новое царство, дарует свободу верным Своим, расточит врагов Божиих. А кто был верен Богу (правда, не всегда, но все же)? Конечно, Израиль. Так думает он, Израиль. Думает и ждет. Один за другим являются люди называющие себя мессиями, но они оказываются лишь самозванцами. Он же еще не пришел. Но Он должен скоро явится! Вот и наступил даже срок, предсказанный пророком Даниилом!

И вот с севера, из Галилеи грядут слухи: «Там явился Человек Божий, вершащий чудеса и знамения. Он оживляет веру и надежду. Он исцеляет больных и калек, Он воскрешает мертвых!» «Он учит как власть имеющий» «Он более по силе Своей всех прежних пророков Израиля!». А вслед за слухами рождается надежда: «К нам пришел Мессия! Конец мучениям и гонениям, унижениям и издевательствам! Грядет свобода и царство Бога Израилева на земле!» «Будут поруганы и изгнаны римляне, народ Израилев вслед за Мессией покорит мир!». Народ ломает пальмовые ветви и идет встречать своего Царя и Освободителя: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».

Но пришедший в город Спаситель не призывает брать в руки оружие, не обличает римлян. Он не желает стать царем свободного от иноземцев израильского царства. Он проповедует Царство Небесное, Царство не от мира сего. Вместо борьбы с Римом Он призывает к борьбе с грехом. Он не хочет готовить и возглавить восстание и покорить мир. Нет! Из всех дел Его лишь одно сопровождается насилием – изгнание торговцев из Храма. Остальные же Его дела и речи дышат кротостью, смирением и любовью. Любовью даже к иноплеменникам! Даже к римлянам! Он не собирает армию, нет, Он обличает грехи самого Израиля! Вывод здесь лишь один: «Это не тот, кого мы ждали».

«Надежды обмануты. Час политической свободы еще не пробил. Радость оказалась напрасной! Он должен ответить за это. Он виновен в наших горестях и бедах. Что нам Его проповедь спасения через покаяние, если мы хотим спасения через пролитую кровь врагов!» «Пилат, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!»

«Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Мар.15:7).

«Варавва не Мессия. Но он поднял мятеж против римлян. Он поднял меч на врагов! Он хотя бы борец за свободу Израиля! Пусть же он будет свободен, а не Этот обманщик!»

«Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву» (Матф.27:21). «Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Матф.27:26).

Израиль выбрал свою судьбу. Национальная гордыня перевесила в нем верность Господу. Бог не имел право не соответствовать ожиданиям Израиля. Он должен был покорно служить ему, будто этот народ создал Бога, а не Бог создал этот народ. Парадокс, но народ созданный для того, чтобы быть колыбелью Спасителю мира – Христа, распял Его.

Здравое чувство любви к своей нации, боли за поруганное Отечество, выродилось в ненависть даже к Богу, не готовому служить ежеминутным потребностям Израиля. Израиль полюбил себя более чем Бога, он поставил себя выше Него. И как приговор уже два тысячелетия звучат над Палестиной слова Христа «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф.23:38).

Я люблю мою Родину. Я не представляю себя вне Руси, ее просторов, лесов и полей, без ее храмов, без ее людей. И именно поэтому я пишу эти строки. Уж слишком реальной стала перспектива повторения нами пути Израиля.

Мне очень больно за поруганную Россию, перечислить все беды и страдания которой не хватит сил. Мне больно за некогда великую и прекрасную страну, лежащую ныне в нищете и унижении. Но именно сейчас, когда после стольких десятилетий безбожия и русофобии, наконец-то мечта о возрождении России стала реальной, возникла угроза построения национальной России как государства, в котором Православие будет не целью, а лишь неким средством национального единения и традиционности. Сквозь призывы некоторых лидеров патриотических организаций, твердящих о преданности вере предков, проскальзывают нотки ультимативного отношения к воле Божией.

Мы не знаем когда возродится Русь как государство православного русского народа, более того, не знаем возродится ли она вообще. Ведь, несмотря на официальное отнесение себя к православным большинства россиян, лишь малая часть из них является действительно православной, то есть, воцерковленой. А о каком православном государстве может идти речь при неправославном, полном атеистических, а то и оккультно-языческих предрассудков, народе?

Но даже те, кто клянутся служить идеалам Святой Руси, часто видят в Православии лишь средство. Принцип «не нация для религии, а религия для нации» превращает Православную Церковь в религиозный отдел патриотического движения. И многие, с возмущением наблюдая на определенное отстранение Церкви от политических процессов, с негодованием обвиняют ее иерархов в предательстве Родины и народа, так же, как две тысячи лет назад разочарованные иудеи в своих сердцах обвиняли Христа. Первая и главная задача земной Церкви – совершение Литургии и Евангельское свидетельство. Лишь потом идут все остальные цели. Но даже в числе остальных нет служения нации. «Пойдите и научите все народы» - сказано Христом о Евангельской проповеди, а не о принципах державостроительства. Это нация должна способствовать служению Церкви, если желает помощи Божией и Его покрова над страной, а не наоборот. Бог поругаем не бывает. Ему не нужна наша защита, Его защита и помощь нужна России. Ему же от нас нужна лишь наша любовь.

«…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21) – говорит Христос. Для того и существуют в России патриотические силы, что бы служить мирским нуждам народа, а по возможности, способствовать и его духовному росту. А задача Церкви молитвенное, евхаристическое служение Богу и людям, а вовсе не политические заявления. Да, Церковь не может молчать, когда попираются русские святыни, развращаются и голодают дети, истребляется само понятие духовности в русской земле. Так ведь она и не молчит! Но не на митингах вершится судьба России, а на Престоле Божием, где Господь внимает молитвам той самой Церкви, как земной, так и небесной. Молитвам о спасении России. Но, видимо, больше доносится туда упреков и требований, нежели молитв. Опросите митингующих под русскими штандартами – многие ли из них, хотя бы раз в день, произносят краткую молитву о спасении нашей Отчизны?

Готовы ли мы осознать, что главной преградой, на пути к истинному русскому возрождению является не мировая закулиса, а наша нераскаяность в наших личных, и общенациональных грехах. Готовы ли мы принять промысел Божий как есть, не пытаясь своим горячим и жалким умом корректировать его? Можем мы не требовать от Господа, а стремится служить Ему? У диакона Андрея Кураева, в одной из его книг, есть такие слова: «Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога". Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога - Распятого ради нас и Воскресшего».

А готовы ли мы к этой молитве? Боюсь, что нет. Боюсь, что, оказавшись перед выбором, мы предпочтем Христу русского Варавву. И тогда, прозвучат над Русью скорбные слова Христа: «Се, оставляется вам дом ваш пуст».

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, прости беззакония наши, молитвами Пречистой Твоей Матери,
спаси страждущие российские люди от ига безбожной власти.

Аминь.