Путин и российское лидерство в евразийской интеграции

На модерации Отложенный

Визит Владимира Путина обозначил собой один важный факт: безусловны лидером интеграционных процессов на постсоветском пространстве окончательно стала Россия, перехватив его у Беларуси.

Такой динамике ситуации способствовал, прежде всего, финансово-экономический кризис 2011 года в Беларуси и вызванная им довольно быстрая эрозия белорусской социально-экономической модели. Однако в отличие от кризиса 1998-1999 годов, который существенно не повлиял на интеграционную динамику и даже наоборот, усилил позиции Беларуси, последствия событий конца 2010 - середины 2011 гг. были успешно использованы российской стороной для стремительного укрепления своих позиций на поле постсоветской интеграции. Этому способствовали, безусловно, избирательные кампании в России, в рамках которых была сформулирована программа нового президентства В.Путина: Евразийский союз плюс новая индустриализация.

И вот, нынешний визит российского лидера в Беларусь подтвердил безусловную приоритетность евразийской интеграции для Москвы. В.Путин приехал в Минск и вел переговоры с позиции хозяина положения: у белорусского руководства на сегодняшний день нет ресурсов для сбалансирования российского влияния за счет сближения с Западом или другим геополитическим или экономическим центром. Да и особого желания осуществлять такую балансировку тоже нет: в Минске, как и других столицах Европы, понимают, что в условиях приближающейся второй волны глобального кризиса и консолидации перед лицом этой угрозы позиций России и Европы лимитрофные маневры особых дивидендов принести не могут.

Иными словами, в нынешних условиях геополитика Беларуси будет тесно связана с внутренней геополитикой строительства Евразийского союза и международной политикой Евразийского союза как нового геополитического и геоэкономического центра, а также его возможным сближением с Европейским союзом.

Какие риски несет новая ситуация для Беларуси?

Главный риск - это слабость российского государства и отсутствие в России четкой стратегии строительства Евразийского союза.

Эксперты уже однозначно оценили сформированную после 7 мая 2012 года властную конструкцию в России как хрупкую и недееспособную. Негативные последствия популистских мер, принятых в ходе избирательных кампаний, вторая волна глобального кризиса, а также отсроченные на июнь-август текущего года антисоциальные меры создадут в России кризисную ситуацию уже осенью 2012 года. В этих условиях связанные с правительством элитные группы будут прилагать максимум усилий для того, чтобы избежать участи камикадзе и остаться на плаву. В итоге конфликт правительства и администрации президента окажется неизбежным.

То есть, в 2012 году российское руководство будет занято улаживанием внутренних проблем. А значит, в этот период плодами успехов В.Путина и структур, работавших над вовлечением Беларуси в форсированную интеграцию в 2010-2012 гг., воспользуются, прежде всего, олигархические группы, обладающие наибольшим объемом свободной ликвидности и наибольшим административным ресурсом для продвижения своих интересов.

Будет реализована классическая схема «приватизация прибылей и национализация убытков». При этом Беларусь будет фактически лишена возможностей противодействовать давлению этих групп, поскольку все они в той или иной мере связаны с российским государством, а быть обвиненным в антироссийском курсе Минск не может себе позволить.

Что необходимо делать в данных условиях, чтобы предотвратить катастрофу?

Условно говоря, в результате форсированной интеграции Беларуси и России в рамках Таможенного союза и ЕЭП сформирована мощная рамочная интеграционная структура. Заполнение этой рамочной структуры своим содержанием - экономическим и иным - является главным предметом политической борьбы на постсоветском пространстве в настоящее время.

Давлению российских олигархических групп, действующих в сугубо рейдерской логике, можно противопоставить только набор проектов совместного развития и совместных стратегических инвестиционных проектов, консолидирующих интересы значимых экономических и политических субъектов. Выдвигая такие проекты, Беларусь могла бы выступить защитником интересов создающегося Евразийского союза, российского государства, российской перерабатывающей промышленности, а также инфраструктурных отраслей. Кроме того, проектная повестка в интеграционном процессе дала бы новый импульс для развития Союзного государства как пилотной площадки для отработки формата постсоветской реинтеграции.

Но главное состоит в том, что, как убедительно показывает в своей фундаментальной по значению публикации председатель Движения развития Юрий Крупнов, вне проектов развития у Евразийского союза нет перспективы не только расширения и включения среднеазиатских стран (что критически важно для безопасности России), но и существования даже в трехстороннем формате. И это подтверждается многократно озвученной позицией казахстанской стороны.

Однако разработка проектов развития, формирование проектных коалиций и привлечение ресурсов для реализации стратегических инвестиционных проектов - крайне сложная интеллектуальная задача. В Беларуси на сегодняшний день отсутствуют кадры, способные провести эту работу. А также отсутствует осознание необходимости самой этой работы, отсутствует заказ на нее и на формирование проектных кадров.

Если эта ситуация не будет изменена, Минску будет очень сложно извлечь какие-либо реальные выгоды из процесса евразийской интеграции. Однако если российские олигархические группы сведут евразийскую интеграцию к распилу белорусской промышленности и недвижимости, то в проигрыше окажется, прежде всего, сам Владимир Путин, а Евразийский союз так никогда и не будет создан.

В итоге новый этап евразийской интеграции, начавшийся со вступлением В.Путина в должность президента Российской Федерации, открывает для Беларуси новые, более широкие возможности для организации совместного развития с Россией и Казахстаном. Однако для того, чтобы воспользоваться этими возможностями необходима новая методология работы и новые кадры. Кадры снова решают всё.