Российское государство о двух головах
На прошлой неделе российская столица играла в большую салонную игру: кто попадет в президентскую администрацию Путина и в кабинет Дмитрия Медведева, а кого оттуда попросят. Американским политическим руководителям крайне важно понять противоречивый характер двуглавого государства, созданного Путиным.
Применяя римский афоризм «разделяй и властвуй», Путин усилил свою персональную власть, возвышаясь над конфликтующими государственными структурами и деятелями и играя роль верховного судьи. То же самое весьма эффективно делал его предшественник Борис Ельцин.
Новое раздвоенное государство демонстрирует то, что советологи определенного поколения называли «преемственностью и переменами». В кабинет влилась молодая кровь, в том числе - 40-летний заместитель премьер-министра Аркадий Дворкович - медведевский союзник и либеральный экономист-рыночник. Есть там и «ребенок» - тридцатилетний Николай Никифоров, занявший пост министра связи. Он будет отвечать за «электронное правительство» и продолжать экспансию интернета по всем девяти часовым поясам России.
Молодой не всегда означает либеральный или прозападный. Владимир Мединский (42 года) - бывший сотрудник пресс-службы российского посольства в Вашингтоне. Сейчас он занимает пост министра культуры. Этот русский националист и пропагандист с научными и литературными амбициями может стать во главе пропаганды российского национализма. Позитивное изображение прошлого России вкупе со своекорыстными описаниями истории Российской империи и Советского Союза - это важная составляющая лозунга «православие, стабильность и патриотизм». Такая идеология напоминает царский лозунг конца 19-го века «православие, самодержавие и народность», который со временем столкнул Россию в пропасть двух революций и вызвал распад империи в 1917 году.
Несмотря на недавние скандалы, получившие широкую огласку, опытный специалист по вопросам экономической политики Игорь Шувалов встанет у штурвала кабинета министров в качестве первого заместителя главы правительства. Возглавляемый Медведевым совет министров размещается в российском Белом доме, находящемся в паре километров от красно-кирпичных стен Кремля. Важные обитатели Кремля, члены бывшего путинского кабинета, а также «министры-силовики» - главы оборонного ведомства, тайной службы ФСБ и Министерства внутренних дел - обеспечивают преемственность. У них - более тесные связи с Путиным, чем у либералов и технократов, которые подчиняются Медведеву, но также работают на российского президента.
Сердцевина власти неизменна
Путин оставил на посту многократно раскритикованного министра обороны Анатолия Сердюкова, который отвечает за реализацию масштабной военной реформы. За последние 20 лет российские руководители и военные неоднократно объявляли, что реформа успешно завершена. Но по-настоящему за ее осуществление взялись лишь в 2010 году, когда Россия извлекла уроки из войны с Грузией и оправилась от экономического кризиса. Среди грядущих и осуществляемых изменений - переход от многочисленных резервных дивизий, существующих только на бумаге, к пятьдесяти настоящим боевым бригадам. Многие из этих частей будут высокомобильными и составят основу российских вооруженных сил XXI века.
Впервые с царских времен Россия начала закупать за границей боевые корабли, обратившись к Франции с просьбой о поставке десантных кораблей-вертолетоносцев класса «Мистраль». Сердюков, который в прошлом торговал мебелью и был большим начальником в налоговом ведомстве, руководит решением непростой задачи по реформированию армии. Ему в этих начинаниях помогает отъявленный русский националист Дмитрий Рогозин, очень не любящий Соединенные Штаты. В прошлом он был представителем России в НАТО, а теперь отвечает за военные закупки и оборонную промышленность. Он также имеет отношение к управлению российской космической отраслью.
Путин назначил нового министра внутренних дел - генерала Владимира Колокольцева, заменив Рашида Нургалиева, не желавшего рисковать, но вполне лояльного. Профессиональный полицейский Колокольцев начинал службу в 1980-е годы как начальник одного из московских отделений милиции. Затем он работал следователем по уголовным преступлениям, а также в управлении по борьбе с организованной преступностью. Он приобрел репутацию жесткого и компетентного руководителя.
Кремль считает, что он неплохо справился с недавними волнениями. Конечно, демонстранты думают иначе, помня о своих переломах и ссадинах. В наследство Колокольцеву досталось деморализованное и коррумпированное ведомство, и труд ему предстоит сизифов. Но с такой низкой точки отсчета набирать баллы и добиваться достижений будет довольно просто.
Путин сохранил и ключевые фигуры из сферы безопасности и внешней политики. Это - министр иностранных дел Сергей Лавров, чьи бурные отношения с зарубежными коллегами от Дэвида Милибэнда до Хиллари Клинтон часто становились темой для репортажей СМИ, а также бывший глава тайной полиции ФСБ Николай Патрушев, возглавляющий сегодня Совет безопасности.
Двуглавое государство
Самое поразительное - это целенаправленные усилия Путина по раздвоению государственной власти. Президентская администрация, которую возглавляет генерал внешней разведки и бывший министр обороны Сергей Иванов, также имеет в своем составе помощников и советников, отобранных из бывшего путинского кабинета. В нее, среди прочих, вошли бывший министр экономики Эльвира Набиуллина, бывший министр транспорта Игорь Левитин и бывший министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Это - теневое правительство, возможно, более сильное и влиятельное, чем сам кабинет. Они - глаза и уши президента.
В качестве одной из первых мер Путин усилил свой контроль над государственными компаниями. Он отверг призывы либералов к быстрой приватизации и позволил своим ближайшим соратникам и дальше жестко контролировать большую часть важных отраслей российской экономики, включая добывающие отрасли - такие, как нефтяная и газовая. Он вернул своего приближенного Игоря Сечина, влиятельного бывшего первого заместителя премьер-министра, на его прежний пост главы нефтяной компании «Роснефть». Итак, «Россия Инкорпорейтед» в сборе.
Таким образом, четвертая путинская администрация (единственный президентский срок Медведева можно считать третьим сроком Путина) намерена проводить либерализацию и модернизацию, которую возглавит медведевский кабинет, поскольку Путин (пусть неискренне), но заявляет о необходимости отхода от сырьевой экономики. Однако цель действий по повышению эффективности заключается не только в повышении уровня жизни, но и в укреплении обороноспособности. Государственные корпорации и экспортеры энергоресурсов будут оплачивать масштабную программу перевооружения, которая за 10 лет обойдется стране в 700 миллиардов долларов. Эта сумма в ежегодном выражении равноценна ассигнованиям на всю гражданскую инфраструктуру.
Амбициозная геополитика
Путин подчеркивает необходимость дальнейшей разработки природных ресурсов и создания противовеса Китаю. В этих целях создано отдельное министерство по развитию Дальнего Востока. Есть также планы учреждения государственной корпорации, которая будет управлять экономической деятельностью в обширных и удаленных регионах страны, граничащих с Китаем.
И наконец, осенью прошлого года Путин заявил, что Евразийский союз, куда войдут Россия, Белоруссия, Казахстан, а в какой-то момент, возможно, и Украина вместе с государствами Центральной Азии, станет наднациональным экономическим и политическим образованием, в котором будет доминировать Россия. Создаваться он будет на базе действующего Таможенного союза, Евразийского экономического пространства (сообщества - прим. перев.) и Организации Договора о коллективной безопасности. Пользуясь поддержкой укрепленных и модернизированных вооруженных сил с глобальной зоной охвата, Россия получит сферу «привилегированных интересов» и обретет больший геополитический вес. Окружив себя Евразийским союзом, Россия станет самой мощной и влиятельной страной в Европе, и сможет проецировать свою силу и власть на страны Ближнего Востока и Центральной Азии.
Но, как это часто бывает в российской истории, гигантским планам будет мешать коррупция, неэффективность и низкая исполнительность. Эти факторы, а также усиливающаяся внутренняя оппозиция, будут главными врагами Путина во время его очередного президентского срока в Кремле.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник фонда Heritage Foundation, специалист по российским и евразийским исследованиям и по энергетической политике. В мае он побывал в Москве.
Комментарии