Цукерберг и путинская "пробка"
Один мой знакомый – он заметно старше меня, занимается поставками оборудования для «Роснефти». А еще – ТНК, «Лукойла», «Башнефти» и прочих крупных «нефтяников». Очень хочет стать поставщиком «Газпрома». Но пока не получается. Несколько недель назад был у него в гостях. И он меня заставил задуматься.
Надо сказать, что поставки эти в основном по мелочам. Очень малый бизнес, что-то, связанное с обслуживанием трубопроводов. Какая-то электроника. Наверное, это можно назвать «высокими технологиями». Я в подробности не вдавался. Но думаю, годовой оборот не дотягивает до миллиона долларов. Так вот, этот мой знакомый застал меня врасплох. «Как ему разрешили столько заработать-то? – задал он вопрос, когда мы то ли на BBC, то ли на CNN посмотрели про IPO Facebook и сказочно на нем обогатившегося Марка Цукерберга, – Пацан же еще!» И действительно, подумал я…
Представьте, допустим, бизнес, завязанный на поставку чего-то, необходимого «Роснефти». Ну, или «Лукойлу» – без разницы. Вообразите, что речь не о «трубном картеле», сколоченном братьями Ротенбергами. И не Gunvor Геннадия Тимченко, главном экспортере российской нефти. Нет, конечно. О малом, или, скажем, среднем бизнесе. О компаниях с годовым оборотом в один, два-три, максимум десять миллионов долларов. Которые поставляют самым платежеспособным российским корпорациям все то, что тем по жизни необходимо. От спецодежды и контейнеров-бытовок до винтов-болтов и канцелярских скрепок.
С чем они сталкиваются? Прежде всего – с громоздкой системой тендеров. Коррупция и откаты, вопреки распространенным представлениям, невооруженным взглядом там не заметны. Возможно (и, судя по косвенным данным, даже наверняка), где-то сверху кто-то что-то пилит. Но, если твои поставки исчисляются в миллионах рублей и ты работаешь с людьми, должность которых – менеджер по снабжению «что-то-там-нефтегазснаб» при добывающей «дочке», допустим, «Газпромнефти», – то пилить вам особенно и нечего. Вы долго и нудно переписываетесь друг с другом, согласовывая спецификацию заказа. Затем, скорее всего подписавшись на большую часть требований заказчика, отгружаете ему, то, что нужно. Получаете свои деньги, и все начинается сначала.
Сколотить здесь за пару-тройку лет бизнес стоимостью в миллиарды долларов просто невозможно. Конечно, если вы родом не из Питера, и не работали у Собчака (Путина) в начале 90-х в мэрии. Мой знакомый естественно, в целом, в курсе дел. Фамилии Тимченко, Ротенберг и Ковальчук он слышал. А еще с интересом ознакомился с сагой Навального «О ВТБ и лизинге буровой техники», когда я ему скинул ссылку. Но, поварившись в бизнесе самой процветающей сегодня в стране отрасли, никаких иллюзий не испытывает. Миллиарды уйдут кому надо. Ему и другим, таким же, достанется 10-20% от себестоимости того, что удастся впарить нефтяникам.
Это, еще раз надо сказать, самая процветающая часть российской экономики. Дальше – то же самое, только денег меньше.
И это все. Facebook, говоришь? За $100 млрд? Нет, что-то там не чисто. Кто-то ему там помог. В то, что можно вот так вот заработать миллиарды, мой знакомый не верит. А вы… Прислушайтесь к себе, а вы – верите? И.. Что?
Вам тоже так не кажется? Значит, мы с вами чувствуем одинаково. И это большая проблема.
Есть страна. В ней есть деньги. Но экономика держится на десятке «китов» – гигантских корпорациях. Некоторые из них – частные. Некоторые – государственные. Но ими управляют одни и те же люди. Кое-кто из них сделал свой «fortune» в 90-ые, но затем нашел общий язык с людьми путинской эпохи. Кое-кто – это, как раз, люди из той самой эпохи путинских «нулевых». Может быть, их тысяча, может быть – две. Несколько сотен из них, судя по всему, распоряжаются состоянием в миллиарды долларов. Остальные – меньшим. Они – одно целое. Существование их империй возможно только в условиях взаимодействия, неформального решения вопросов друг с другом и с «государством». Или, точнее, с людьми, которые в своем «бизнесе» в большей мере способны использовать государство. Можно сказать – «сословие». А можно – «пробка».
Алишер Усманов, российский олигарх номер один этого года, – вполне показательный пример. Фундамент для своей империи создал в 90-ые годы, работая в «Газпроме» на «вяхеревскую» команду. «Округлил» владения, помогая «миллеровцам» собирать активы, уведенные «вяхеревцами». А их доращивание до размеров самого крупного частного бизнеса в России произошло в период развитого «путинизма» со всеми вытекающими отсюда особенностями: от выкупа у Березовского «Коммерсанта» до участия Усманова в операции по перепродаже Геннадию Тимченко «Стройтрансгаза». Инвестор-посредник-казначей, которому можно доверять. И до сих пор главная должность российского миллиардера №1 – генеральный директор «Газпроминвестхолдинга», инвестиционной дочки государственной газовой монополии.
Вопрос – можно ли построить миллиардную компанию в России, обойдя этих людей? Ответ – нет. Они «не разрешат». Они – это те несколько тысяч частно-государственных «бизнесменов», которые «решают» главные «вопросы» национальной экономики. А так же система, которая за последние десять лет создалась вокруг процесса «решения», удачно замаскировавшись под «путинскую вертикаль». Вы слышали о том, что в современной России, не работают «социальные лифты»? Так вот – здесь «застрял» один из самых главных. Тот, что помогает добиться честного успеха в конкурентном бизнесе. Сломался не только «механизм». Сломалась надежда. Диспетчеру звонить бесполезно.
Возвращаясь к Цукербергу – я попытался, в меру собственного понимания, рассказать своему знакомому про историю Facebook. Про то, что кое-где в мире, действительно, не надо получать «разрешения». Надо, конечно, поискать инвесторов, но это далеко не то же самое. Да и в России вроде бы есть островки, где что-то подобное возможно. Рассказал про «ВКонтакте» и Дурова, про «Яндекс» и Воложа.
Не сказать, чтобы вышло убедительно. А сейчас, после того, как обрели вполне конкретные очертания идеи о «стратегическом» статусе (читай – «государственном» контроле) крупнейших интернет-проектов, наверное, и так бы не сказал.
Комментарии
:-))
И ничё так, процветает . . .
www.hosap.narod.ru