Современная Польша как исторический продукт сталинизма

Посольство Польши в России предостерегло наших болельщиков от демонстрации символики СССР во время пребывания в стране на играх чемпионата Европы по футболу. Об этом сообщил сайт польского журнала «Впрост».

«Мы полагаем, что футболок с надписью «СССР» никто надевать не будет, а символика серпа и молота в Польше приравнивается к фашистской и официально запрещена», - цитирует «Впрост» советника-посланника посольства Польши в России Ярослава Ксенжека.

Здесь, как минимум, возникает международно-правовой казус, если не сказать хуже. Непонятно, с какого перепугу наши болельщики должны выполнять чьи-то требования и отказываться от символики государства, продолжателем которого является Российская Федерация. Польша нас пока что не завоевала, чтобы выставлять нашим гражданам подобные требования...

Непонятно также, как быть с тем обстоятельством, что нынешняя Польша - это сугубо советско-сталинский проект. Ведь именно Иосиф Сталин очертил её границы, перенеся их так далеко на запад, что об этом не мог мечтать никто из польских правителей. Юзефу Пилсудскому граница по Одеру - Нейсе даже не снилась.

Отсюда резонный вопрос: надо ли вообще признавать нынешнюю Польшу с её сталинскими границами? Зато справедливо будет напомнить полякам о том, что западная часть их страны - это оккупированная территория Германии, что обосновались поляки там после жесточайшей этнической чистки и изгнания немецкого населения.

Как, должно быть, совестно полякам жить на подаренной им Сталиным земле, как хочется её вернуть законным хозяевам и «жить не по лжи». А ведь лидеры США и Великобритании всячески старались поумерить сталинские аппетиты, не допустить слишком уж масштабного расширения Польши за счёт побежденной Германии.

Отношение Уинстона Черчилля к Польше - вообще отдельная тема. Он эту страну с «жадной гиеной» сравнивал, грубиян неполиткорректный...

Но проблема не только в том, что Сталин определил начертание польских границ; он ещё и создатель ее нынешней государственности. Ведь к моменту появления наступающих красноармейцев на польской земле летом 1944 года никаких польских министерств иностранных дел, в коем ныне трудится советник-посланник Ксенжек, как-то не наблюдалось. Созданному немцами генерал-губернаторству министерства и прочие излишества были ни к чему.

По непостижимой иронии истории, именно носители советской символики обеспечили Польше, - вновь, по сталинской воле, ставшей государством, - восстановление государственных структур. Победы Красной Армии обеспечили бабушкам и дедушкам Ксенжека возможность вновь стать людьми, а не недочеловеками. А их внуку Красная Армия обеспечила работу в министерстве иностранных дел, неплохую должность.

Нетрудно представить себе судьбу пана советника-посланника без вмешательства в неё благодетелей-красноармейцев. Нет никакого советника, нет посланника, да и посольства никакого нет. Есть батрак Ярослав Ксенжек в имении немецкого хозяина или мелкий городской спекулянт, мечтающий удачно поменять шило на мыло. Его снедает мучительная зависть к соседу Валенсе, удачно сунувшему писарю взятку и сумевшему доказать свои немецкие корни. Теперь Валенса не просто так, а большой человек, кандидат в «фольксдойчи». С соседями уже не здоровается...

У соседа Вайды дочка красивая растет, он мечтает пристроить ее горничной к самому герру управляющему. Такая честь для девочки, да и папе хорошо будет. Наверное, примерно таким размышлениям и предавался бы пан советник-посланник. А равно и те, кто во время чемпионата Европы по футболу будет бдительно футболки с серпами и молотами высматривать. А вдруг татуировки? А если со Сталиным? Тогда что? Футболку-то с болельщика хоть содрать можно...

Не так уж и неправ был старый грубиян Черчилль. Насмотрелся он досыта на польского генерала Андерса и компанию...