Почему Макфол обвинил РФ в подкупе Бакиева?

На модерации Отложенный

Резонансное выступление посла США Майкла Макфола в Высшей школе экономики обсуждается на самом высоком уровне и в Москве, и в Вашингтоне.

Напомним, что американский дипломат допустил много критических замечаний в адрес России. Прозвучали заявления о якобы предложенном с российской стороны размене Ирана на Грузию, "прав человека в России – на Северную Корею". Досталось даже деятельности телеканала "Раша тудэй" в США.

Макфол также обвинил Россию в том, что в 2009 году она предложила киргизскому президенту Бакиеву большую взятку, чтобы он "выкинул" американцев с территории базы "Манас" и позволил разместить там российский военный контингент. Каких-либо доказательств Макфол не привел, однако признался, что США "тоже попробовали предложить ему деньги, но сумма оказалась в десять раз меньше".

Заявления Макфола, по выражению российских дипломатов, вызвали в Москве "оторопь". Но высказывания относительно Киргизии, похоже, особенно вывели из равновесия российские власти. Со стороны МИД РФ последовала жесткая отповедь, в которой прозвучавшие оценки взаимодействия России и США названы "по форме выходящими далеко за грань дипломатического этикета" и "преднамеренным искажением ряда аспектов российско-американского диалога".

Госдеп США попытался оправдать высказывания своего посла. Как заявила официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд, "то, что он сказал, было неправильно понято". По словам Нуланд, Макфол "пытался объяснить, что сегодня у США и России прочные отношения с Киргизией и что Киргизия играет важную роль в поддержке операций Международных сил по содействию безопасности в Афганистане".

Оправдывается и сам Майкл Макфол. Согласно записи посла в блоге, он "стремился дать высокую оценку нынешнего сотрудничества в Центральной Азии", в котором Москва и Вашингтон "избегают не относящихся к делу вопросов и не отвлекаются на претензии о внутреннем вмешательстве". Теперь Макфол считает, что "не стоило говорить так красочно и прямолинейно" и впредь обещает "говорить более дипломатично".

Между тем, стоит отметить, что Майкл Макфол не является профессиональным дипломатом. Он – первый за последнее десятилетие "политический назначенец", занявший пост посла в РФ с подачи Барака Обамы. Он известен в Вашингтоне как убежденный сторонник политики американского президента.

Майкл Макфол считается одним из крупнейших специалистов по России в Соединенных Штатах, является профессором Стэнфордского университета и пишет книги на темы международных отношений и демократического государственного устройства. Кроме того, он считается архитектором политики "перезагрузки" отношений Вашингтона с Москвой и соавтором полного текста договора СНВ-3.

Поэтому эксперты полагают, что нынешний американский посол является не "техническим исполнителем" — простым проводником политики Вашингтона, а относится к числу стратегов, способных на глубокий анализ ситуации.

Кстати, еще до назначения Макфола на должность посла в российских политических кругах положительно оценивали его кандидатуру. "Макфол неплохо нам знаком, он — авторитетный профессионал", — заявляли в МИД РФ. Похожую характеристику Макфолу давали и в российской Госдуме.

Скорее всего, представители как американского, так и российского политического истэблишмента прекрасно понимают, что непреднамеренных оговорок Макфол допустить не мог. Жесткая же реакция Москвы на слова американского посла вызвана тем, что тот позволил себе приоткрыть завесу тайной дипломатии, чего делать не следовало.

Отметим, что в 2009 году после личной встречи Медведева и Бакиева в Москве Россия предоставила Киргизии безвозмездную помощь на сумму $150 млн, а также льготный кредит на $300 млн. Однако Бакиеву удалось сохранить добрые отношения и с Вашингтоном, превратив базу в Манасе в транспортно-логистический узел, за что Америка увеличила арендную плату с $17,5 млн в год до $60 млн.


Между тем, информация американского дипломата о "разменах" или "торгах", особенно в отношении присутствия на киргизской базе "Манас" российских или американских военных, особого удивления не вызывает. Ведь и раньше в открытой печати появлялись данные о том, что Москва при определенных условиях может закрыть глаза на возможную силовую акцию против Ирана или усиление санкций против Северной Кореи.

При этом российские дипломаты неустанно подчеркивают, что приоритет внешней политики РФ – интеграция на постсоветском пространстве, понятно, по схемам и под контролем Москвы. Возможно, такое развитие событий не нравится американцам, поэтому посол Макфол и не сдержался в беседе со студентами.