Вячеслав Костиков. Шум за сценой
На модерации
Отложенный
Кадровой революции, о которой целый месяц судачили наши либералы и консерваторы, так и не случилось. Случился шум за сценой. Шум от передвигаемых стульев и столов
Ни мировые финансовые рынки, ни российские биржи на скрип передвигаемой мебели не прореагировали никак. Западная пресса ограничилась одноразовыми комментариями. На этом шум и закончился.
Известно, что в настоящей рыночной экономике передвижение даже одного ключевого министра, а иногда даже одно слово (например, председателя Федеральной резервной системы США г-на Бернанке) может вызвать серьёзные колебания стоимости акций и валют. А у нас тишина. Значит, ничего и не произошло. Только скрип ботинок на узком пятачке между Кремлём, Белым домом и Государственной думой. Что это значит?
Нет как нет...
Это значит, что никакого европейского капитализма у нас нет. Нет буржуазии, которой пугает пенсионеров тов. Зюганов. Нет социалистического соревнования капиталистов, к которому призывают либералы. Нет биржи, на которой оцениваются акции и компании. Нет настоящих капиталов, которые ищут (как на Западе и в США) место для своего применения, создают новые производства и рабочие места. Нет и рынка, на котором соревновались бы производители товаров и услуг.
А раз ничего этого у нас нет, то, следовательно, нет у нас и настоящего государства. Есть флаг, герб, гимн, кабинеты, в которые приходят чиновники, а государства нет. Нет парламента, в котором реально сталкивались бы интересы партий. Нет Общественной палаты, в которой соревновались бы представители различных общественных течений и мыслей. Нет настоящего суда, который разрешал бы настоящие споры. Нет и правительства, которое помогало бы бизнесу работать на открытом рынке. А что же есть? Есть некая божественная ноосфера, которая (согласно теории Вернадского) предопределяет наше бытие: наши мысли, чувства, инстинкты. И от состояния этой «ноосферы» у нас зависит всё - пойдут ли дожди, просияет ли солнце, станут ли нищие королями, а короли нищими, подует ли ветерок демократии с Запада или ветер с Востока занесёт на Болотную площадь наночастицы с площади Тяньаньмэнь. В таких условиях при очередной смене правительства гражданам остаётся только радоваться, что разгонять их с бульваров теперь будет не человек с усталым и грустным лицом, а человек с добрым сердцем, приятным лицом и добрыми намерениями.
А что же есть?
Есть у нас в полном соответствии с телевизионной рекламой 18% мировых запасов газа и много нефти. И всё искусство управления состоит в том, чтобы эту нефть и газ переливать из одних труб в другие. Но согласитесь: чтобы эти нефть и газ успешно переливались из одной трубы в другую, не нужны ни демократичный парламент, ни умное правительство, ни справедливый суд, ни Общественная и другие палаты, ни Совет по правам человека. По большому счёту, не нужно даже Министерство обороны, поскольку наши земли, нашу нефть и газ никто не собирается (как нас постоянно пугают «патриоты») захватывать и отнимать. При нынешней глобализации все наши богатства (в том числе и наши мозги) можно свободно купить на Лондонской бирже.
Жаль только, что цены устанавливает неШувалов и не Сечин.
Поэтому все стоны по поводу того, что нам дали ново-старое правительство и ново-старую администрацию, - не более как сотрясение воздуха на волнах московского радио. Какое имеет значение, кто лучше - Силуанов или Кудрин? Значение имеет лишь то, кому из переназначенных управлять Россией удастся лучше врезаться в газовую трубу или сесть поближе к тому, кто решает, кому и как сидеть. Наше обновлённое правительство по-прежнему будет работать, как разделочный цех мясокомбината (окорока - для ВПК, для культуры - потроха, полицаям - ножки, а студентам - вошки). Его вполне можно было бы перевести в Лондон, поближе к настоящей экономике и настоящим финансам.
Штатные оптимисты взбадривают: глядите-ка, сколько в правительстве новой, молодой крови. Ужо заиграет, забурлит! Но какое значение имеет качество крови, если кровеносная система во многих местах забита коррупцией и бюрократией. Если политика, в которую пытаются вбросить новую порцию «виагры», нацелена не на то, чтобы «хорошо кончить», а на то, «чтобы не упасть с постели». И в силу этого она воспроизводит старые советские мифы, старые партии, старые песни.
Мечты, мечты...
Бульварные романтики размечтались было о том, что в Кремль въедет обновлённый Путин, а Медведев расправит крылья для полётов во сне и наяву. Едва ли стоит сомневаться в том, что оба лидера - патриоты и желают блага России и народу. Но разве Хрущёв или Брежнев не желали того же? Проблема не в мере патриотизма и даже не в мере компетентности. Хрущёв и Брежнев тоже провозглашали благие цели, а в Идеологическом отделе ЦК КПСС сидели неглупые люди. Но соревнование с США и Европой продули вчистую, поскольку и система, и её вожди были заложниками фальшивой идеологии.
Сегодня в России идеологии вообще нет. Наша власть не является ни советской, ни буржуазной, ни социалистической, ни капиталистической. Ни либеральной, ни консервативной. Это власть затянувшегося переходного периода. Она живёт в режиме постоянной беременности: всё время рассказывает народу, что вот-вот родится что-то новое и очень-очень нужное для России. Действительно, время от времени министров везут в родильный дом (форум, симпозиум, семинар)... Все тужатся...но роды никак не наступают.
Проблема российской власти не в отсутствии идеологии. А в том, что и вчерашняя и нынешняя, обновлённая, власть - производное вчерашней модели политического устройства. Все понимают, что пора бы сменить, да страшно. Действительно, на фоне кризисных потрясений в других странах существует стабильность. Есть доверие большинства к лидеру нации. Значит, остаётся надеяться и ждать, когда необходимость перемен станет явной.
* * *
Салтыков-Щедрин в своей сказке «Медведь на воеводстве» писал: «Ежели-де ни большие, ни малые злодеяния совершать не разрешается, то нельзя ли хоть средние злодеяния совершать?» - интересуется вступивший на воеводство Топтыгин 3-й. А вышестоящее начальство отвечает: «Действуйте по пристойности». Мудрый совет!
Комментарии
Все "фунциклирует" с приставкой этого слова-паразита!