Казахстан мстит России за строительство космодрома?
Россия не сможет выполнить треть запланированных ранее летних пусков из-за демарша Казахстана.
Казахские власти требуют новой и отдельной платы за использование Байконура для пусков и территорий Кустанайской и Актюбинской областей для падения первой ступени ракеты-носителя «Союз». Таким способом, считают в Роскосмосе, казахи «мстят» за начало строительства российского космодрома «Восточный». Это, по мнению Астаны, может в будущем побудить Москву отказаться от аренды Байконура. Ссылки на зарубежные интриги могут быть и попыткой Роскосмоса оправдаться за возможный срыв нескольких запусков: в июне правительство будет решать судьбу Роскосмоса и его будущее финансирование.
Россия планирует запустить в ближайшие три месяца более полутора десятков спутников с трех космодромов - объявили ранее в Роскосмосе. По данным агентства, 1 июня ракета «Зенит-3SL» должна запустить спутник Intelsat 19 с подвижной платформы в Тихом океане. 18 июня ракете-носителю «Протон-М» предстоит вывести с космодрома Байконур (Казахстан) на орбиту спутник SES-5, а 30 июня ракете-носителю «Рокот» - четыре космических аппарата с космодрома Плесецк (Архангельская область). Источник рассказал, что 5 июля ракета «Протон-М» отправит на орбиту спутники «Экспресс-МД2» и Telkom-3. 15 июля будет запущена ракета-носитель «Союз-ФГ» с пилотируемым космическим кораблем «Союз ТМА-05М», 24 июля - ракета «Протон-М» с телекоммуникационным аппаратом Intelsat 23 и 31 июля - ракета «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-16М». Собеседник агентства также сообщил, что 7 августа ракета «Зенит-3SL» запустит спутник Intelsat 21. За ней последуют пуски ракеты «Рокот» с тремя аппаратами в интересах Минобороны РФ 17 августа и ракеты «Протон-М» с российскими спутниками «Луч-5Б» и «Ямал-300К» 30 августа.
Пуски ракет-носителей «Рокот» должны возобновиться летом после полуторагодового перерыва. Эксплуатация этого типа носителей была приостановлена после аварийного запуска 1 февраля 2011 года.
Как уточняет «Интерфакс», в Роскосмосе сомневаются в возможности запуска части спутников в начале лета. Процесс саботируется административным противостоянием с Астаной. Казахстан не предоставил своего решения по использованию Россией района падения №120 на севере страны. Поскольку район падения №120 для первой ступени ракеты-носителя «Союз» используется достаточно редко, России необходимо получение специального разрешения со стороны Казахстана. Однако выдать его местные власти не спешат. Из-за запрета отправки на орбиту дожидаются три российских и четыре иностранных спутника. Срываются сроки запуска европейского метеорологического космического аппарата MetOp-B (был запланирован на 23 мая), групповой запуск российских спутников «Канопус-В» и МКА-ПН1, белорусского БКА, канадского ADS-1B и немецкого TET-1 (намечался на 7 июня), а также российского аппарата двойного назначения «Ресурс-П» (планировался в августе).
Казахстан настаивает на подписании дополнительного межправительственного соглашения, в котором будут оговорены не только сроки использования районов падения первых ступеней ракет-носителей, но и дополнительная стоимость, которую Россия должна будет выплачивать за осуществление подобных пусков Казахстану. «С учетом того, что поля падения находятся в зоне отчуждения, от нас фактически требуют дополнения к плате за аренду Байконура», - поясняют в Роскосмосе.
В качестве одной из наиболее возможных причин, побудивших Казахстан пойти на подобный демарш, в агентстве называют начало возведения космодрома Восточный: казахи считают, что наличие у России собственной космической площадки может привести к разрыву договора аренды космодрома Байконур. Согласно его условиям Казахстан получает почти $115 млн ежегодно вплоть до окончания срока действия договора, который истекает только в 2050 году, пишет «Коммерсант».
Россия не ставит задачу перевести все запуски на российские космодромы раньше, вероятно, потому, что не хочет нарушать межгосударственные договоренности, по которым срок аренды космодрома заканчивается только в 2050 году. По крайней мере, несколько лет назад, когда только появился проект строительства космодрома Восточный, глава Роскосмоса Анатолий Перминов обещал, что этот договор не будет нарушен и российский космодром Восточный не станет альтернативой использованию Байконура.
Отметим, что руководство Роскосмоса, в целом , склонно считать собственные технические и административные ошибки результатом воздействия злых сил. Например, скандальное падение станции «Фобос-грунт» глава Роскосмоса Владимир Поповкин объяснял «неизвестным воздействие с теневой стороны Земли». «Непонятны частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли - там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию. Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать» - объяснял Поповкин.
Ссылка на недружественное поведение союзного государства, возможно, и на этот раз является попыткой прикрыть недостатки работы самого российского ведомства. Тем более, что этим летом будет решаться судьба Роскосмоса: проектов под контролем агентства и его финансирования. Вице-премьер Дмитрий Рогозин на днях потребовал от ведомства четко сформулировать, чем конкретно оно может быть полезно: «В июне они обязаны будут внести нам конкретные предложения. На основании анализа этих предложений будет определена судьба и агентства, и программ, и, соответственно, тех людей, кто будет их вести...Роскосмос должен точно определить, чем он может быть полезен стране».
Комментарии
Это про тебя?
"Не видим" не есть "не можем принимать". Это чиновник оправдывается
или лапшу вешает ученый?
Я вот Нью-Йорк не вижу, но радио принимаем. И ТВ-сигнал идет.
Желание что-то делать присутствует или все стали лапшегонами?