Не продавать за копеечки
Следуя указу президента России, госкомпания «Роснефтегаз» в ближайшие три года консолидирует приватизируемые активы ТЭКа, а продавать их будет лишь по выгодной цене.
Похоже, усилия Игоря Сечина по недопущению обвальной приватизации госкомпаний в ТЭКе не были напрасными.
Президент России Владимир Путин подписал 22 мая указ о приватизации крупнейших компаний ТЭКа. Согласно этому документу, в ближайшие годы приобретать выставляемые на продажу топливно-энергетические активы России будет госкомпания, сумевшая аккумулировать значительные финансовые средства от дивидендов принадлежащих ей структур. Эта компания – «Роснефтегаз», 100% акций которой принадлежат Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Своим указом президент поручает правительству при приватизации компаний ТЭКа исходить из того, что до начала 2015 года покупателем этих активов будет именно «Роснефтегаз», скопивший достаточно денег за счёт дивидендов от своих долей в «Роснефти» (75,16%), «Газпроме» (10,74%) и других компаниях.
Аналитики отмечают, что средств у госкомпании много. Как пишет «Интерфакс» в материале с красноречивым заголовком «Нефтегазовая кубышка дождалась своего часа», в последний раз «Роснефтегаз» выплачивал дивиденды государству в 2007 году – и с тех пор накапливал на своих счетах по нескольку десятков миллиардов рублей ежегодно. До конца этого лета общая сумма в активе госкомпании составит порядка 130 млрд рублей. Этого должно хватить на покупку многих приватизируемых компаний, причём «Роснефтегаз» обойдётся без бюджетных средств.
В целом, речь идёт о консолидации активов отечественного ТЭКа под эгидой образованной ещё в 1991 году государственной нефтегазовой компании, наследницы Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР. Владимир Путин затевает полномасштабную программу инвестиций в топливно-энергетический комплекс, нуждающийся, по оценкам ряда экспертов, в докапитализации. Данная мера, безусловно, подстегнёт развитие всей страны.
Такой подход, как сказано в президентском указе, обеспечит гарантированный доход федерального бюджета от приватизации в 2012-м и последующих годах. Это подтвердил и путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков, заявивший, что указ президента по «Роснефтегазу» гарантирует выполнение программы приватизации, несмотря на нестабильность на мировых рынках.
Днём ранее, 21 мая президент подписал указ о включении в перечень стратегических активов страны государственной доли в «Роснефти» и нескольких других энергетических компаниях: Системном операторе ЕЭС (100% акций), ФСК ЕЭС (79,55%), «Русгидро» (60,38%) и МРСК (53,69%). Федеральное имущество, включённое в перечень, не подлежит распродаже без соответствующего президентского решения.
Оба путинских указа, тем самым, отменяют «идеологическую» приватизацию по лекалам радикальных экономистов: тотального и поспешного разгосударствления стержня российского ТЭКа не будет. Это позитивная новость для экономики страны.
Эти решения соотносятся с позицией куратора российского ТЭКа нескольких последних лет – Игоря Сечина. Известный своей аргументированной критикой планов непродуманной приватизации госкомпаний, Игорь Сечин не раз доказывал, что форсированный подход к столь сложному вопросу способен привести страну к неоправданным финансовым и социально-экономическим издержкам.
Очевидно, эти опасения разделяет и президент России. Не случайно, 6 мая своим последним распоряжением в качестве премьер-министра Владимир Путин включил Игоря Сечина в список кандидатов для избрания в качестве представителей государства в совет директоров «Роснефтегаза». Уже 22 мая Игорь Сечин выдвигается на должность председателя правления «Роснефти», а на следующий день становится её президентом. В те же самые дни последовали и путинские указы, касающиеся ТЭКа, которые расставили точки над «i».
Новые ответственные назначения многолетнего куратора ТЭКа говорят о том, что он и сегодня находится на ключевом месте в российской экономике, а указы Владимира Путина говорят о победе здравого смысла в вопросе о приватизации топливно-энергетических компаний. Как видим, влиятельность и степень близости к президенту не зависят от формальной должности, а определяются реальными делами на благо страны.
В том же президентском указе от 22 мая говорится: «Утвердить программу продажи в 2013–2015 годах находящихся в собственности ОАО "Роснефтегаз" пакетов акций компаний ТЭКа с учётом конъюнктуры рынка».
24 мая Владимир Путин, выступая перед представителями РСПП, подробно остановился на этом вопросе. Подтвердив возможность снижения доли государства в сырьевых компаниях, президент России заявил: «Что касается компаний ТЭКа, то, конечно, они представляют особую ценность для государства. В современных условиях, сегодня можно совершенно очевидно, с полной ответственностью утверждать, что они недооценены. И нам бы очень не хотелось, чтобы они были приватизированы за копеечки, а потом тут же перепроданы за серьёзные деньги».
Понятно, что конъюнктура рынка – вещь непростая, переменчивая. Вот уже несколько лет подряд она складывается не в пользу продажи активов «Роснефтегаза». Что будет завтра – предугадать сложно. И торопиться с продажами не следует.
Там же, на встрече с РСПП, Владимир Путин выразил отношение к дискуссии вокруг приватизации госсобственности, развернувшейся в последнее время. «Я прекрасно осведомлён о двух подходах к этим процессам. Первый заключается в том, что нужно продать любой ценой, даже за копейки, с целью институциональных изменений, имея в виду, что частные компании работают эффективнее государственных. Часто так и бывает, но далеко не всегда. И мы с вами тоже знаем эти примеры. Мне всё-таки хотелось бы, чтобы мы и продали, если уж продавать, за приличные деньги, и государство получило бы доход», – заявил президент. Эта разница в подходах и была в итоге зафиксирована в президентском указе.
Таким образом, указом Владимира Путина госкомпания «Роснефтегаз» превращается в своего рода «бассейн с двумя трубами», по аналогии из школьного учебника. В одну «трубу» в неё до 2015 года будут вливаться всё новые компании ТЭКа, которые она будет скупать на собственные средства. Из другой «трубы» всё это когда-нибудь, возможно, будет «вытекать», причём объёмы «на выходе» определит ситуация на рынках.
Комментарии