Четыре сценария для России: эскалация политического насилия
На модерации
Отложенный
Обострение политической ситуации в России гораздо вероятней, чем спад протестов.
Об этом говорится в докладе «Общество и власть в условиях политического кризиса», подготовленном «Центром стратегических разработок» для «Комитета гражданских инициатив», созданного экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Доклад планируется представить общественности в четверг днем (предварительная версия есть в распоряжении Slon).
Вот основные тезисы 87-страничного документа:
Основная масса россиян не хочет обострения кризиса и не участвует в протестах.
Но это не значит, что для Путина и Медведева все складывается хорошо. На президентских выборах за Путина голосовали потому, что остальные еще хуже.
Россияне хотят обновления политической элиты, но оппозиционные политики новой волны (Навальный, Прохоров, Удальцов и др.) их не устраивают - они ждут от них реальных дел, конкретных заявлений, человеческой адекватности. Радикалам, националистам и популистам - нет.
Средний класс сходится с менее обеспеченными россиянами в том, какие проблемы должна решить власть в первую очередь. Это проблемы здравоохранения, образования, ЖКХ, личной безопасности и эффективного правосудия. Абстрактной «коррупции» среди них нет.
Наиболее вероятны радикальные сценарии развития ситуации - либо подавление митингов и торможение реформ, либо, наоборот, распространение митингов за пределы столицы (последнее случится, если придет вторая волна мирового экономического кризиса).
Поскольку ЦСР предупреждал о полномасштабном политическом кризисе еще год назад в докладе «Перспективы политической трансформации России», то стоит разобрать тезисы нового прогноза подробнее. При подготовке исследования ЦСР провело 52 фокус-группы в Москве, Питере, Калининграде, Перми, Волгограде, Новосибирске, Белгороде, Самаре, Дзержинске, Новотроицке, Екатеринбурге, Ярославле, Черноголовке, Тольятти и Астрахани, а также интервью с участниками митингов после разгона манифестации на Болотной площади 6 мая 2012 года.
Вот основные результаты:
Городской средний класс для Путина потерян. Тем не менее, на митинги протеста ходит меньшинство населения даже в крупных городах. Однако это меньшинство очень активно, имеет доступ к СМИ, а после столкновений с ОМОНом лишилось страха перед силовыми действиями (опрошенные говорят, что когда вместе - не страшно) и готово к продолжению борьбы.
За менее обеспеченные слои тоже предстоит побороться - в основном, с КПРФ. Главное преимущество компартии перед любыми другими политическими силами - это то, что она воспринимается отдельно от ее лидеров. Даже среди мотивированных сторонников КПРФ подавляющее большинство рассматривает Зюганова как лидера вчерашнего дня. Но не поддерживая Зюганова, они все равно поддерживают коммунистов.
«Единая Россия» воспринимается негативно, профсоюзы не воспринимаются как политическая сила. К националистам люди тоже настроены отрицательно, считая, что их подход неприемлем в многонациональной России.
Идеальный политический лидер - мужчина от 40 до 50 лет, с опытом управления. Он должен выступить с очень четкой программой и ясно ее выразить. Нужны не общие слова о борьбе с коррупцией или о чем-то еще, а ясное понимание того, что конкретно этот человек собирается делать. Люди категорически не приемлют неадекватные поступки вроде купания в фонтане и голодовок, а также сленг и жаргонизмы (особенно из уголовной лексики) в речах кандидатов.
По этим причинам народ настороженно относится Навальному, Удальцову, Ройзману и им подобным, несмотря на то, что очень хотят видеть лидера новой формации. Просто появления нового лица недостаточно - нужно быть опытным, конкретным, адекватным, не популистом и не радикалом. Если говорить о Ройзмане, то не нравится привкус бандитизма в том, что он делает, а у Удальцова и Навального непонятны программы.
Более подробному разбору перспектив оппозиционных лидеров в докладе посвящен целый раздел (см. отдельный материал на Slon про лидеров оппозиции на основании опросов ЦСР).
Большинство опрошенных подчеркнуто не агрессивно и не хочет лезть на баррикады. Оно прагматично и склонно к логическим выводам. «По сути дела мы сталкиваемся с ситуацией массового политического взросления населения», - делается вывод в докладе.
Все вышесказанное не означает, что Путин и Медведев могут расслабиться. Наоборот, люди воспринимают их как устаревших лидеров и хотят новых лиц в политике. Многие сторонники Путина голосовали за него только потому, что не видели вменяемой альтернативы. Восстановление рейтингов Путина и Медведева (после падения в 2011 году) - это не результат восстановления доверия к тандему после провала, вызванного выборами, как полагают многие аналитики. Рост рейтингов - это следствие когнитивного диссонанса в умах избирателей (когда они пытаются оправдать свой выбор в пользу Путина, сделанный 4 марта из безысходности), и носит временный характер, уверены в ЦСР.
Особых противоречий между тем, что хочет от власти средний класс, и тем, что хочет от нее же малообеспеченные слои (традиционно поддерживающие Путина), не существует. И те, и другие хотят не борьбы с абстрактной коррупцией, а решения конкретных проблем здравоохранения, образования, ЖКХ, безопасности и правосудия. Требования населения России, в первую очередь, состоят в том, чтобы в их городах был обеспечен правовой порядок.
Исходя из этих предпосылок, ЦСР делает вывод, что наиболее вероятны сценарии политической реакции («Эскалация политического насилия уже началась») и радикальной трансформации. Продолжение сугубо мирных протестов или их затухание менее вероятно (подробнее - см. в таблице ниже).
Сценарии развития кризиса
Сценарий Спусковой механизм Последствия Вероятность реализации 1 Политическая реакция Насильственное противостояние митингующих и власти Торможение реформ в связи с усилением оппонентов модернизации во власти и среди протестующих Высокая (эскалация политического насилия уже началась) 2 Ускоренная модернизация Продолжение мирных протестов и формирование коалиции между сторонниками модернизации во власти и среди митингующих Усиление сторонников модернизации и ускорение процесса модернизации Низкая (велики риски эскалации насилия и ограничен потенциал диалога между протестующими и властью) 3 Радикальная трансформация Вторая волна экономического кризиса Распространение массовых протестов за пределы Москвы и утрата властями политического контроля Высокая (мировая и российская экономика стоят на пороге второй волны экономического кризиса) 4 Инерционное развитие Затухание протестов в Москве Действуют среднесрочные факторы эрозии поддержки властей и развития кризиса Средняя (готовность митингующих к продолжению протестов сильна, но неустойчива и может быстро ослабеть)
Комментарии
Согласен, если человек не работает, то в центре Москвы жить очень трудно, но если у него есть 3000$ в месяц, вполне.
и что на митинги ходит меньшинство населения даже в крупных городах.
Большинство выйдет при пустых прилавках или неподъёмных ценах на жратву что показал февраль 1917,
когда в Петроград не подвозили муку и СССР в 1991 году когда за пять лет дезорганизовали экономику,
сельское хозяйство, транспорт, армию, ввели талоны на пайку и объявили социализм неэффективным.
Вобла спасла революцию, а отсутвие колбасы её сгубило.
Мол, на посту президента ты мне не дал порулить и тут не дашь, так хоть министров надо поменять.
Министров поменяли, а толку?
Все старые перешли в аппарат президента и будут курировать работу медведевской команды.
Точнее даже не команды а её видимости.