Российский концерн обладает властью погрузить Европу во тьму
На модерации
Отложенный
У «Газпрома» так много природного газа в сибирской тундре, что его энергоресурсы эквиваленты всем месторождениям нефти и газа, которые принадлежат всем западным энергетическим компаниям, вместе взятым. Российская энергетическая группа Газпром находится среди ведущих международных компаний, которые будут формировать мир в следующее десятилетие. Фото: Петер Штеффен/ DPA/PA
Следующая холодная война может происходить в таком месте, которое покажется странно похожим на сцену предшествующей. Вдоль одной из стен по-спартански аскетического центра контроля в Москве на компьютерных экранах вырисовывается огромная карта Европы. Посетители должны пройти пять уровней системы безопасности, чтобы добраться до этого места, но нескольким посторонним, которые здесь оказались, с гордостью показывают выставку неограниченной энергии. Начинаясь в подземных хранилищах глубоко в Сибири, целая цепь траекторий вычерчена на компьютерных экранах – направляясь на запад к крупнейшим мегаполисам Европы. Инженер поясняет, как легко выключить огни в иностранном городе одним нажатием кнопки на его пульте.
К счастью, это не командный пункт ракетных установок, а контрольный центр «Газпрома», самого крупного в мире производителя газа и флагмана российского капитализма. Проложенные линии показывают маршруты основных трубопроводов – окрашенные зелёным, поскольку они заполнены природным газом, идущим со скоростью более 30 км в час. И всё же угроза погружения соседних государств в ядерную зиму остаётся реальной. К примеру, в прошлом году действия, предпринятые в этой комнате, привели большую часть Европы в панику. Спор между «Газпромом» и Украиной о неоплаченных счетах за газ привёл к решению отключить транзитные трубопроводы, которые также снабжали большую часть Восточной и Центральной Европы – прекратив отопление и выработку электричества для миллионов во время самого трескучего мороза за многие годы.
Теперь, когда континент снова испытывает глубокие морозы и сокращает потребление газа, власть российских энергетических компаний ещё раз оказалась в центре внимания. Россия уже воевала с Белоруссией относительно транзита нефти этой зимой в споре, который угрожал нарушить энергопоставки в Европу. «Газпром» и украинское правительство надеются избежать повторения балансирования на трубопроводе, как в 2009 году, но критики считают, что Москва никогда не отказывается от использования своего энергетического могущества, чтобы попытаться политически воздействовать на соседей.
Даже Британия почувствовала, насколько хрупка может оказаться инфраструктура европейского газоснабжения, когда на прошлой неделе разрыв трубопровода в Норвегии принудил власти приостановить поставки некоторым обозначенным промышленным потребителям, чтобы обеспечить тепло домов и офисов. Наша зависимость от импортируемого газа будет быстро возрастать, поскольку британские резервуары почти истощатся менее чем за восемь лет, при нынешней скорости добычи.
Всё больше одна компания доминирует не только в существующих европейских поставках, но, что более важно, и в качестве будущих источников. У «Газпрома» так много природного газа в сибирской тундре, что его энергетические ресурсы эквиваленты всем нефтяным и газовым месторождениям, которыми владеют западные компании, вместе взятые. При наличии 33,1 триллиона кубометров, его газовые ресурсы в 55 раз больше, чем одно британское Северное море. На самом деле, только саудиты, имеющие огромные месторождения в пустыне, могут быть сравнимы с полными энергетическими запасами «Газпрома». И даже при этом нефтяной экспорт из России недавно превзошёл экспорт из Саудовской Аравии.
В энергетической геополитике много подробных рассказов, но относительно мало известно о ключевых игроках, вроде «Газпрома», которые редко предоставляют доступ иностранным СМИ. Сегодняшнее интервью в «Гардиан» – первое из серии пяти публикующихся на этой неделе, в котором окидываются взглядом некоторые ключевые международные компании, которые вероятно, будут формировать мировые действия в грядущее десятилетие. Некоторые, как «Газпром» или угольный гигант BHP Billiton, контролируют сокращение сырья, что наиболее пригодно для демонстрации стратегических критических точек.
Завтра мы обратимся к китайской «Мобиль», охватив два наиболее мощных глобальных направления: подъём Китая и цифровые коммуникации, где «Дженерал Электрик» и «Уол-Март» представляют собой примеры того, как мощные международные корпорации переживали финансовый кризис, чтобы удержать мировое влияние в своих руках.
Не все они в хорошей форме. 2009 год всюду был жарким временем для бизнеса. «Газпром» пережил особенно плохой год, поскольку его репутация надёжного поставщика пошатнулась после перекрытия газа Украине, и рецессия заставила европейцев потреблять намного меньше газа.
Но поскольку цены на энергоносители снова быстро подскочили (цена на нефть, которая работает критерием для цены газа, стремительно выросла до уровня 80 долларов за баррель), Москва восстанавливает самодовольство города, купающегося в лёгких деньгах.
Несколькими милями южнее её блестящих бутиков, управляющие самой крупной российской компании более склонны к запретам: ярко-синий небоскрёб нео-сталинского стиля, известный как «Свеча», служит пристанищем бюрократии, которая является постоянным напоминанием о советском прошлом «Газпрома».
Всё ещё 50,1% акций принадлежат российскому государству, а менеджеры, тем не менее, стараются подчеркнуть независимость от внешней политики государства. «Мы не занимаемся политикой», – настаивает Владимир Михеев, управляющий экспортного отдела, который сокрушается о западной «Газпромофобии».
Но его начальник, официальный пресс-секретарь компании Сергей Куприянов, настойчив в том, почему государство сохраняет такую железную хватку: «Большая часть территории Российской Федерации лежит в неблагоприятных климатических условиях – большую часть года там мороз, что означает, что любое нарушение поставок газа немедленно приведёт к катастрофе».
Россия знает о стратегической важности энергетики лучше, чем кто-либо ещё. Её граждане полагаются на значительно субсидируемый газ монополиста «Газпрома», и месяцы при температурах ниже нуля делают энергетическую безопасность вопросом жизни и смерти.
Как показало прошлогоднее столкновение с Украиной, газ также способствует необычайно мощной форме экономического оружия. В отношении того, кто именно был виновен в перекрытии поставок, мнения всё ещё остаются различными, но демонстрация силы, как оказалось, сработала: через пять лет после так называемой «Оранжевой» революции оба кандидата на президентских выборах в следующие выходные сейчас занимают заметно пророссийские позиции.
«Газпром» больше, чем просто стратегически полезен, внося налогами 20% российского государственного бюджета, и Куприянов подчёркивает его выгоду для держателей акций: «Мы также имеем частных инвесторов, которые ожидают возврата своих денег, и это значит, что мы должны быть прозрачны».
К несчастью, правила рынка не всегда применяются так же беспристрастно к иностранным инвесторам в России, они всё ещё напуганы серией конфискаций имущества и силового воздействия. Только огромные богатства рынка поддерживают потоки иностранных денег в качестве вложений в жизненно важные новые проекты, вроде плана развития Ямала в Сибири или трубопровода «Северный Поток» в Германию. Руководители двух западных энергетических фирм, которые согласились поговорить о «Газпроме» без диктофона, признали, что у них не было выбора, кроме продолжения дел с Россией, несмотря на опасения относительно надёжности её договорного права.
«Газпром» подчёркивает «прозрачность для держателей акций», но это не имеет ничего общего с вопросом о его владельце. Слухи настаивают, что высшие правительственные фигуры владеют весомыми непрямыми активами. «Мы не видели следов этого», – заявил Куприянов, когда его спросили, имеет ли Владимир Путин личный экономический интерес в компании.
Для иностранных держателей акций «Газпрома» тесные связи компании с Кремлём вызывают смешанные чувства: это означает защиту их вложений, но откат назад от настоящих реформ. «Правительство интересуют только две вещи: политическая власть и дешёвый внутренний газ, – заявил менеджер фонда, зарегистрированного в Москве. – Нет стимулов повышать эффективность бизнеса и его доходность, так что они просто берут больше себе».
Для экономики в целом энергия может оказаться слишком хорошей вещью. Роланд Нэш, глава исследовательского отдела московского банка «Ренессанс Капитал», предупреждает, что слишком большая опора на быстро растущие цены на энергоносители может в других обстоятельствах задержать планы на будущее: «Экономический кризис был просто неверной тратой времени: достаточно долго, чтобы подорвать малый бизнес и формирующийся средний класс, но слишком недолго, чтобы заставить правительство проводить реформы. Россия нуждается в отходе от нефти и газа».
Однако до сих пор «Газпром» является авангардом российского нового энергетического империализма. Британские потребители также всё больше могут наблюдать «большую G». «Газпром Маркетинг энд Трейдинг», его заморское отделение, продаёт газ коммерческим партнёрам наподобие футбольного клуба «Челси», и нацелены расширить свою долю на рынке Британии с 2% до 10%. Куприянов также раскрыл амбиции компании однажды начать продавать газ местным потребителям. «Да, определённо, – заявил он. – Британский рынок предлагает достаточные возможности последующего развития – мы приветствуем тот факт, что это свободный рынок и вся инфраструктура на месте».
В прошлый раз «Газпром» ступил на местный рынок – пробуя взять под свой контроль «Сентрику» – и вызвал сильные политические подозрения и даже угрозу запрета от британского правительства. Ныне он надеется своим очень мягким подходом с коммерческими потребителями ослабить опасения. «Вы все считаете, что могут быть сопутствующие неприятности на трубопроводах, но заголовки кричат – «Волк!», – сказал Куприянов. – Наш вход на британский рынок был примером».
Самый весомый фактор в содержании европейской «Газпромофобии», вероятно, представляет собой вопрос, будет ли компания отрезать какие-либо ещё трубопроводы. Будет ли ещё один кризис этой зимой? «У нас есть твёрдые основания полагать, что кризис может быть предотвращён, но никогда нельзя дать 100% гарантии», – заключил представитель «Газпрома».
Комментарии
А европейские банки обладают властью заморозить все счета Путина-Сечина за пределами их прекрасной родины. Так что здесь у европы с россией паритет: россия никогда не прекратит быть европейской котельной, а европа так и останется хранительницей денег, украденных из российского бюджета.