Законы Мэрфи для журналистики
На модерации
Отложенный
Я заранее прошу прощения у автора этого исследования, найденного в редакционном почтовом ящике. Имя автора утрачено, и ссылки не существует. Я только слегка откорректировал текст и привёл его к удобочитаемому виду.
Пресса по Мэрфи
Нет такой глупости, о которой невозможно бы было написать.
Общее правило
Если вы не испытываете непреодолимого отвращения к печатному слову и не могли найти себе приличной работы, рано или поздно вас занесет в журналисты.
Следствие 1. Перестать писать иногда труднее, чем бросить курить.
Следствие 2. Решив заняться этим «на какое-то» время, лет через пять вы обнаружите, что ни на что более разумное уже не способны.
Следствие 3. Решив уйти в «большую литературу» вы скоро обнаружите, что поменяли плохое на худшее.
Закон репортажа
Чем дальше от вас произошло бедствие или несчастный случай, тем больше требуется погибших и раненых, чтобы репортаж получился заметным.
Законы правдивости
1. Чем ближе вам факты, описываемые в печати, тем очевиднее ошибки в подаче материала.
2. Чем дальше вы от этих фактов, тем более склонны верить сообщению.
Основные принципы
1. Если вы абсолютно ничего не понимаете в каком-то вопросе, именно о нем вам придется писать в номер.
2. Как только вы более или менее сориентировались в том, о чем будет статья, обнаруживается, что срочно нужно подготовить материал на тему, о которой вы вообще слышите в первый раз.
3. Материалы "под статью" всегда содержат подвох.
4. В самой тщательно проверенной вами статье есть серьезная фактическая ошибка
Следствие 1. Она будет обнаружена не вами.
Следствие 2. Вы обнаружите ее сами, читая сигнальный экземпляр.
5. Редактор всегда прав. Особенно, если он - главный редактор.
Следствие: Если редактирование - процесс удаления ошибок, то работа над материалом должна быть процессом их внесения в текст.
Правила работы профессионалов
1. Никогда не пишите то, что можно скопировать и слегка переделать.
2. Никогда не переделывайте то, что можно напечатать без переделок.
Законы публикаций
1. Невозможно написать статью, которую все бы поняли одинаково.
2. Если изложенный в статье материал исключает любые толкования, все равно вам припишут мнение, о котором вы слышите в первый раз.
3. Если вы в статье утверждаете совершенно очевидные вещи, окажется, что масса читателей о них слышит впервые.
4. Поддерживая общепринятую точку зрения на некий вопрос, будьте готовы к тому, что крупнейший рекламодатель сочтет эту публикацию неприемлемой.
5. По-настоящему хорошо сделанный материал хорош независимо от того, что ваша точка зрения на вопрос совершенно абсурдна.
6. Если ваши материалы не вызывают ни вопросов ни возражений - они попросту никому не нужны.
7. Любая попытка исправить статью ухудшает стиль, попытка переписать полностью - служит основой для новых претензий редакции.
Правила интервью
1. К интересным людям никогда не попасть.
2. Если предоставить интервьюируемому говорить то, что он хочет, он говорит не по теме, если то, что он знает - это не пропустит редактор.
3. Если интервьюируемый использует непонятные термины, не обращайте внимания - таких интервью все равно никто внимательно не читает.
4. Существует четыре типа интервьюируемых: те, кто ничего не понимает в вопросе, те, кто собираются обратить на него пристальное внимание, те, кто имеет свое личное мнение и те, кто рекомендует взглянуть на проблему под другим углом зрения.
Правила освещения вопроса
1. Сложных для освещения вопросов не существует - для того, кто не обязан писать о них сам.
2. Для политического обозревателя все тайное кажется очевидным - он тратит массу времени, чтобы донести это свое убеждение до читателя, не сообщая при этом никакой информации.
3. Любой сложный вопрос может быть очень легко и неправильно освещен в публикации.
4. И хвалить и поливать оппонента грязью приходится на одной и той же белой бумаге.
5. Если вам все равно о чем писать, значит, вашим читателям будет все равно, что вы пишете.
6. По-настоящему хорошие новости не нуждаются в освещении.
7. Печатая только хорошие материалы, нельзя увеличить тираж.
Следствие. Уменьшить - можно.
8. Писать можно о чем угодно - где-то это наверняка уже происходит.
9. Где-то всегда происходит что-то интересное, о чем непременно надо бы написать, но невозможно узнать, о чем идет речь.
10. Если слишком тщательно подходить к работе над материалом, рано или поздно обнаруживаешь, что начинаешь писать о себе.
Источники информации
1. Серьезный обозреватель способен привести произвольно большое количество свидетельств в поддержку любой точки зрения.
2. Абсолютно все источники информации ненадежны.
Следствие 1. Публикации коллег ненадежны вдвойне.
Следствие 2. Обзорные статьи, по соглашению, источниками информации вообще не считаются.
3. Число публикаций, освещающих некий сенсационный вопрос, обратно пропорционально реальной информации о происшедшем.
Дополнение. Число точек зрения - тоже.
Точка зрения
1. Журналистам свойственно ошибаться, но окончательно все запутать может только авторитетный эксперт.
2. Простая и приемлемая ложь полезнее сложной и непонятной истины. Правильных точек зрения не бывает - в конечном счете, все только анализируют ошибки друг друга.
3. Хороший репортаж гораздо интереснее самой катастрофы. Конец статьи - то место, в котором автору надоело писать.
4. Общепризнанный факт - некое мнение, о котором всем надоело писать.
5. Не ищите заговоров там, где все происходящее вполне объяснимо глупостью исполнителей.
Комментарии