Генпрокуратура: ситуация с терроризмом стабильная

Несмотря на то, что из 200 уголовных дел, 36 - прекращено, 74 - приостановлено

Генпрокуратура РФ предложила запретить рассмотрения уголовных дел, связанных с терроризмом, судом присяжных. Кроме того, надзорное ведомство рассчитывает ужесточить борьбу с экстремистскими сайтами в интернете, пишет в субботу, 5 мая, газета «Коммерсантъ».

Из доклада о состоянии преступности в России в 2011 году, с которым в мае 2012 года должен выступить перед Советом федерации РФ Юрий Чайка, отмечается, что плохо ведется поиск лиц, подозревающихся в преступлениях террористической направленности, а также зачастую расследование в отношении них выносятся оправдательные приговоры.

В целом, надзорное ведомство констатирует, что в России создана и функционирует на высоком уровне система реагирования на возникающие угрозы.

По данным Генпрокуратуры РФ, в 2011 году на территории страны были совершены 29 террористических актов, что на 6,5 процента меньше, чем в 2010 году. При этом, отмечается, что большая половина совершены в Северо-Кавказском федеральном округе.

В частности, восемь терактов - в Дагестане, четыре - в Чечне. Также пять преступлений террористической направленности совершены в Москве, три - на объектах транспорта страны, по одному - в Татарии, Хабаровском крае, Астраханской, Кировской, Орловской, Калининградской областях. Жертвами терактов стали 58 человек, 300 человек получили ранения.

За 2011 год в суды поступило 200 уголовных дел, по которым проходили 260 обвиняемых. Из них 36 дел прекращено, 74 - приостановлено. При этом вынесены обвинительные приговоры лицам, подозревавшимся в совершении теракта в Уфе в 2003 году, вооруженном нападении на объекты правоохранительных органов в Назрани в 2004 году, подрывах бомб в Москве в 2007-2009 годах, подготовке терактов в столице в 2009 году и организации двойного взрыва в Кизляре в 2010 году.

По мнению составителей доклада, суды по большей части выносят правильные решения и назначают наказания, соответствующие «характеру и степени общественной опасности совершенных деяний». Что же касается судов присяжных, надзорное ведомство, отмечает, что довольно часто они выносят оправдательные приговоры, несмотря на все доказательства, которые предоставляет следствие.

В пример приводится дело, которое рассматривал Верховный суд Дагестана, в отношении Румиля Бегеева и других лиц, обвинявшихся в покушении на сотрудников МВД и «особо тяжких преступлениях». Тогда был вынес весьма своеобразный вердикт. Присяжные постановили, что участие подозреваемых в незаконных вооруженных формированиях и совершение «особо тяжких преступлений» доказано, однако они не виновны.

Прокуратурой было обжаловано такое нелогичное решение, и дело направлено на новое рассмотрение, однако подозреваемые успели скрыться и продолжили террористическую деятельность.

Именно поэтому Генпрокуратура предлагает запретить рассмотрение дел, связанных с террористической деятельностью, судом присяжных, предоставив это тройкам судей.

При этом, в докладе отмечается, что порой дела приходится возвращать на доследования в связи с тем, что следователи не прилагают должных усилий в расследовании преступлений. Помимо этого, довольно часто встречаются случаи, когда расследование необоснованно приостанавливают.

Еще одним дестабилизирующим ситуацию фактором прокуратура считает «насаждение террористической и экстремистской идеологии посредством сети интернет».

При этом, отмечается, что большинство подобных сайтов фактически невозможно закрыть, так как они зарегистрированы в других странах.

«Вследствие этого противодействие опубликованию в сети интернет материалов террористического и экстремистского характера осуществляется путем ограничения доступа к ним через региональных провайдеров»,- говорится в документе.

По данным Генпрокуратуры, число экстремистских сайтов превышает отметку в одну тысячу, при этом, 150 из них русскоязычные.

«Результаты проведенного обобщения показывают, что сложившаяся в Российской Федерации ситуация в сфере противодействия терроризму, экстремизму, межнациональных и конфессиональных отношений оценивается как стабильная»,- делают в итоге противоречивый вывод составители доклада.