Медведев уходит: плюнуть уходящему президенту в спину

На модерации Отложенный

Медведев уходит. Осталось несколько солнечных дней до окончательной тандемо-рокировки, когда Кремль услышит прединаугурационное суетливое шуршание сотен шин. Потом пройдет еще два дня, и оно забьется строевым шагом солдат по брусчатке Красной площади. Самое время подвести итог.

В привычной традиции уже сейчас мы видим много попыток плюнуть уходящему президенту в спину. Может, изменим себе, отбросив эмоции, и оценим очевидные результаты?

Если бы меня разбудили ночью и спросили, что полезного сделал Дмитрий Медведев, то я назвал бы с ходу четыре вещи. Вот они: война с Грузией, полиция, Интернет и выборы. Зимнее время и Сколково терпеливо вынесем пока за скобки.

Итак, Грузия. Саакашвили начал войну, так как был уверен в быстрой победе, ведь к августу 2008-го сложилось мнение, что наша армия ни на что не способна. А основной расчет строился на неверии в возможность принятия быстрого решение о вхождении в войну и отсутствии самого механизма принятия решения. Две ошибки для одного блицкрига оказалось много.

Опроверг эти два тезиса трехмесячный Медведев, и он же доказал обратное. Армия хоть и с Ямадаевым, но на что-то способна, несмотря на все проблемы. И решения принимаются тоже быстро. Потом после войны все говорили, что теперь будет глобальный международный скандал и США точно сбросят на нас атомную бомбу. Никто ничего не сбросил, а скандал он дипломатически разрулил.

Полиция. Можете кинуть в меня твердое, но эстетика и форма важна. А порой она первична. Профессиональные астрологи, психологи и даже капитан Врунгель говорят, что от имени человека зависит и его характер, и его судьба. Поэтому можно сколько угодно смеяться или сопереживать по поводу отсутствия реформы, но первый шажок сделан.

Флаг с новой литерой поднят. Теперь нужен харизматик или тот, кому действительно будет интересно вырастить новую полицию. Человек, для которого это будет вызовом всей жизни.

Интернет. На первый взгляд, все, что Медведев сделал в Сети, кажется неважным, но на самом деле, если разобраться, - это сетевой прорыв. Новые гаджеты, волосатые и нет блогеры, чиновники, с интересом гладящие и тыкающие пальцем экран, твиттеры и фейсбуки - именно они мобилизовали Болотную. Оппозиционеры говорят, что это не так, и называют президента микроблогером, но именно он узаконил twitter и чуть ли не возглавил в Интернете пространство свободы.

Выборы. Еще четыре года назад никто не верил в выборы вообще, если тогда я бы кого-нибудь об этом спросил, то трое из четырех сказали бы, что это невозможно, а четвертый обозвал бы меня... романтичным идеалистом. Можно теперь сколько угодно говорить, что демиургом новелл был Путин, но сделал это Медведев.

Естественно, уже сейчас нам этого мало, мы разочарованы и ругаем человека, который нам это дал.

В России всегда не уважали мягких правителей, а потом стонали от грозных. Поэтому если мы хотим мягкого правителя, то надо его хотя бы уважать. Боготворить не требуется, но научиться говорить "спасибо" - вполне.

И еще: каждому из нас не хватает личного масштаба, чтобы глянуть на новейшую историю России свысока. Впервые за тысячелетнюю историю президенты/правители ушли живыми, а не свалились со своих постаментов: Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев. После чего последующие их не обливают помоями. С точки зрения завтрашнего рабочего дня - это чепуха. Для нашей истории - это аномалия демократии.

Член Совета Федерации Константин Добрынин