Поминовение в состоянии растерянности
На модерации
Отложенный
Собственно, ничего такого на 40-й день трагедии в «Хромой лошади» не случилось. Пришли люди на место трагедии, возложили гвоздики. В храмах прошли заупокойные молитвы. Да, еще вроде бы местная власть подстраховалась, потому у «месту планового мероприятия» было чуть ли не больше омоновцев, чем просто пришедших почтить память.
Но к каждому интернет-сайту по виртуальному омоновцу не приставишь, поэтому и здесь без скандала не обошлось. За несколько дней до «дня поминовения» на официальном сайте Пермской епархии появилось подписанное псевдонимами-инициалами стихотворение «Реквием по погибшим», которое ничего кроме справедливого возмущения не вызвало. Которое все-таки вскоре было все-таки удалено: ведь и религиозная мораль, и само руководство епархии со своей официальной позицией явно не на стороне этих стихотворцев.
Но все-таки оно осталось в виде значительного количества перепостов в Интернете – и текст, и подробный разбор можете, например, посмотреть в эховском блоге Романа Попова или на портале prm.ru. Кстати, сразу после трагедии на том же сайте епархии было опубликовано интервью с протоиереем Алексей Марченко, настоятелем Всехсвятского храма г. Перми, где вполне однозначно сказано: «Осуждать погибших могут только люди, которые кроме осуждения, кроме гордости не имеют в своем сердце ничего».
А теперь – некоторое обобщение. Вчера в эховском «Развороте» двоим пермских блоггерам было задано несколько вопросов о том, какое отношение сейчас к трагедии высказывают самые разные люди – и народ, и те, кто этим народом управляют. Я не являюсь завсегдатаем местных светских и политических тусовок, но… как мне кажется, если определить это самое состояние-отношение в виде одного ключевого слово, то это слово будет: растерянность.
Так, из описанного выше хорошо видно, что растерянность проявляется, например, в коридорах пермской епархии РПЦ, которая помещает на своем официальном сайте оценки прямо противоположного содержания. И только по реакции общественности решает, что из этого следует там оставлять.
Растерянность – у губернатора. Который поначалу в своем ЖЖ называет главным виновником тех, кто сделал несанкционированные перестройки в «Хромой лошади». А потом – видать, увидев, что многие чиновники восприняли это как очередное руководство по гноблению всех и вся, как-то свел тему на нет, сосредоточившись исключительно на помощи пострадавшим.
Растерянность – у местных властей. Которые не знают, в каком положении находятся они сами по отношению к своим креслам. И то ли им придется уходить в реальные отставки, то ли все-таки все обойдется. Растерянность – у всякого рода чиновников и надзирателей. Которые не знают, как воспринимать «мессиджи» высшего начальства («тряску желваками» Путина и Медведева и т.д.): то ли как призыв к реальному наведению порядка, то ли как разрешение на очередное ограбление малого и среднего бизнеса.
Наконец, растерянность всех, кто реально хочет знать: кто виноват? А еще больше – у тех, кто такой ответ просто обязан предоставить в силу своих служебных обязанностей. Ибо никто точно не знает, где заканчивается ответственность конкретного человека, а где начинается ответственность всей нашей системы в целом.
Комментарии