"Гей-индекс" как инструмент экономического развития

На модерации Отложенный

Закон, ограничивающий пропаганду гомосексуализма, не только безнравственный. Он наносит вред экономике: доказано статистикой.

Закон о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних, принятый в Петербурге депутатами и подписанный губернатором Полтавченко, вызвал крайне бурную реакцию в обществе. Протодиакон Андрей Кураев высказался в том духе, что нужно сорвать концерт выступающей против закона певицы Мадонны, заявив в полицию о подложенной в зал бомбе. Новосибирские депутаты предложили принять закон на федеральном уровне. В Петербурге прошли первые задержания нарушителей нового закона: ЛГБТ-активисты специально приходили к детским учреждениям с плакатами «Гей — это нормально». Сторонники закона утверждают, что они стоят на страже традиционных нравственных ценностей. Противники обвиняют сторонников в гомофобии, нарушениях прав человека и нетерпимости. К слову, согласно последнему соцопросу в Петербурге, 78% горожанподдерживают данный закон.

Можно ли оставить за скобками эмоции, политические и идеологические пристрастия и разобраться, что означает терпимость к сексуальным меньшинствам в современном мире? Данный сюжет — как влияет уровень толерантности в обществе на развитие — является одним из популярных в социальных науках.

Автор крайне популярной в последнее время концепции «креативного класса» Ричард Флорида утверждает в своих книгах, что толерантность — ключевое условие экономического роста в инновационной экономике.

Почему она так важна? Толерантность рассматривается как основной индикатор наличия низких входных барьеров для развития креативного класса, принятия разнообразия в обществе, наличия новых возможностей. Креативный класс верит, что высокий уровень толерантности благоприятствует творчеству; толерантность помогает устанавливать связи между людьми различных профессий и занятий, ее наличие является само по себе сигналом, что все новые идеи и предложения будут выслушаны и приняты. Представители нового класса выбирают те города и регионы, которые отличаются разнообразием, терпимостью и открытостью новым идеям. Отсутствие толерантности и разнообразия заставляет творческих людей покидать эти места.

Для измерения толерантности Флорида предлагал, в частности, «гей-индекс» (Gay Index), который, по его мнению, является хорошим инструментом для измерения разнообразия, так как сексуальные меньшинства были традиционно подвержены высокому уровню дискриминации. Открытость в отношении сексуальных меньшинств является хорошим индикатором наличия низких барьеров для человеческого капитала.

Согласно результатам исследований Флориды, те же места, которые являются центрами инновационной экономики, являются крайне популярными для проживания гей-сообщества.

Толерантность тесно ассоциируется с постиндустриальным обществом, экономика которого основывается на знаниях. Постиндустриальная экономика, скорее всего, появится и будет успешно развиваться именно в терпимых обществах. Российские власти должны понимать: нельзя построить Сколково, технопарки, массово привлечь инновационные компании, без поддержки толерантности в обществе.

Я проводил сравнительное исследование (55 стран, с 1996 по 2008 годы), в ходе которого изучал влияние толерантности, измеряемой через отношение к гендерному равенству, сексуальным меньшинствам и ксенофобии, на экономическую и технологическую модернизацию. Результаты исследования показали, что толерантность оказывает значимое положительное влияние на успех развития. Составленный мною интегральный индекс модернизации (учитывающий долю высокотехнологичных товаров в экспорте, долю расходов на исследования и разработки в ВВП, число журнальных статей по научно-технической тематике, количество заявок на патенты, долю инвестиций в основной капитал как долю ВВП, иностранные инвестиции как долю ВВП) коррелировал с индексом терпимости по отношению к гендерному равенству, сексуальным меньшинствам и инородцам. Данные за длительный отрезок времени позволяют продемонстрировать, что именно уровень терпимости способствует развитию общества, а не наоборот (развитые общества становятся терпимее).

Не стоит думать, что инновационную экономику можно построить только с помощью масштабных инвестиций. Главное в новой экономике — это талантливые люди, которые предпочитают жить в толерантной среде. Другие данные показывают то же, что и мое исследование: в России оценки креативности низки именно из-за низкой толерантности. В этой связи можно сказать, что принятие законов о нетерпимости к кому-либо потенциально ведет регрессу в экономическом развитии. На фоне обсуждаемой проблемы «утечки мозгов», принятие подобных законов означает отказ от инновационного сценария развития страны. Депутату Милонову из Законодательного собрания Петербурга стоило бы это учитывать. Петербург — либо инновационный центр страны, либо столица фундаментализма. Пусть присутствие сексуальных меньшинств коробит чьи-то традиционные ценности, но их отсутствие заденет всех: региону будет уготована судьба периферии инновационного развития.