"Люди-то по космосам"

На модерации Отложенный

В шестидесятых, когда в мире началась космическая эпоха, все советские мальчишки напевали знаменитые строки: «Утверждают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести». Как ни странно, эти простые строки характеризовали космическую политику не только Советского Союза, но и всего остального мира. Практической или социальной, то есть для людей, пользы от не на шутку затратных звездных полетов не было никакой. Сегодня бы сказали, что и СССР, и США просто «кидали понты». Или работали на свой имидж.

Мы натуго затянули пояса и первыми полетели в космос. А что дальше? А дальше 50 лет жили с ощущением победы. Но послевкусие быстро рассеялось, а затягивать пояса еще для одного космического подвига никто хочет.

Неслучайно даже Америка отказалась от программы пилотируемых полетов на Луну. Об этом в интервью «Коммерсанту» (http://www.kommersant.ru/doc/1903298) рассказал бывший руководитель Росавиакосмоса, а ныне председатель научно-технического совета госкорпорации «Ростехнологии» Юрий Коптев. Причина отказа - беспрецедентная дороговизна программы, на другие крупные проекты NASA просто не оставалось ресурсов. Усилия ученых были переориентированы на разработку автоматических аппаратов. Идеологические полеты США на Луну остались в прошлом. Даже со своим гигантским космическим бюджетом в $18 млрд (в России $3,5 млрд) Штаты сегодня денег на ветер бросать не желают. 

Россия не стала исключением. Коптев вспоминает, что на реализацию нашей многоразовой космической системы «Энергия-Буран» были брошены силы более одной тысячи предприятий и миллиона специалистов. Но когда провели два успешных пуска, оказалось, что военных задач у проекта нет, и он был свернут. А практически золотой по стоимости и человеческому вкладу космический корабль «Буран» догнивал в московском Парке Горького.

Сегодня Роскосмос умеряет амбиции и сосредотачивается на сугубо практических задачах. В стратегии до 2030 года, конечно, прописан полет на Луну, но пока не будет определен четкий практический эффект от сего действия, никакого полета не случится. 
Космос сегодня – не объект мальчишеских воздыханий и мечтаний ученых-фантастов, а крупный коммерческий рынок. Совокупные доходы отрасли спутниковой связи в 2010 году составили около $160 млрд. А это более трети российского бюджета. Доход от непосредственно спутниковой связи (а это спутниковое ТВ, сотовая связь, интернет, GPS, ГЛОНАСС, военные коммуникации) достигает $93 млрд, в том числе от телевещания — $75,3 млрд (http://www.spacecorp.ru/press/interview/item2241.php). 

В ближайшие 6 лет в отрасль будет инвестировано $50 млрд. Это более половины общего финансирования всех космических систем. И Россия сегодня стремится завоевывать этот рынок. Уже сейчас в мире мы обеспечиваем более 40% запусков непилотируемых, то есть без космонавтов, ракет-носителей. Они доставляют на орбиту полезные грузы. Это искусственные спутники Земли, космические корабли, ядерные и неядерные боевые блоки.

У нас в арсенале достаточно надежные и испытанные временем ракеты-носители «Протон», «Союз», «Зенит», «Рокот». В разработке - «Ангара». Они еще послужат нам в ближайшие годы.

Кроме того, в мировой космической программе мы учувствуем в производстве самих спутников, а также наземного оборудования. Согласно стратегии развития космической отрасли России, до 2030 года мы увеличим свое присутствие на мировом рынке в 33 раза по сравнению с сегодняшним днем. 
Нельзя не сказать, что в России всегда отдавалось преимущество пилотируемой программе. То есть, полетов с участием космонавтов. И сейчас 47% выделяемых бюджетных средств идет на это направление. Мы уже 11-й год летаем на орбиту, где занимаемся научными и прикладными экспериментами. Несколько лет назад нашу орбитальную станцию «Мир» сменила МКС – она проработает вплоть до 2020 года.

Сегодня, по словам Коптева, в этом направлении встает серьезный вопрос – определение облика нового пилотируемого корабля. Как бы ни модернизировались «Союзы» и «Прогрессы», которые доставляют на МКС космонавтов и необходимые для работы грузы - время требует создания чего-то более нового, прорывного. Ведь первый полет «Союза» состоялся аж в 1966 году, в середине прошлого века.

По словам Коптева, может быть создан универсальный корабль, который способен выходить как на орбиту вокруг Земли, так и на повышенные орбиты, совершая полеты к Луне и обратно. Возможно, подобного рода корабль будет запускаться при помощи одной из модификаций ракет-носителей «Ангара». Сейчас идет поиск наиболее оптимального варианта. В таких крупных проектах не исключено и международное сотрудничество. Это понятно, построить в одиночку такое чудо техники достаточно сложно и затратно. 

Кстати, любители фантастики и межпланетных полетов как-то не заметили, что наступает век обожаемых ими «звездных воин». Наши «калаши», хоть и хороши, но переходят в разряд оружия стран третьего мира. Ведущие же мировые державы выстраивают планы по созданию своих космических армий. А это огромное пространство для оборонной промышленности и практическая польза в современном неспокойном мире.

На развитие воздушно-космических войск России до 2020 года Путин пообещал около 4 трлн рублей. На эти деньги будет построено более 400 межконтинентальных баллистических ракет и более 100 боевых космических аппаратов. Также подписана программа по развитию космодрома Восточный и системы спутниковой навигации ГЛОНАСС – на навигацию отведено 346,5 млрд рублей. 

«Объемы работ колоссальные и требуют очень слаженного, концентрированного труда», - отмечает Коптев. В этой связи он просит избавить Роскосмос от «очередных унизительных порций сплетен».

От себя могу добавить, что знаменитая сотрудница пресс-службы Роскосмоса, конечно, сногсшибательная девушка, но вот профиль нашей легендарной гигантской ракеты-носителя «Протон-М» лично меня возбуждает больше.