Идеи Медведева о сокращении функций госорганов порочны

Идея упразднить отдельные функции органов власти или передать их негосударственным организациям порочна в принципе

Президент России Дмитрий Медведев  поручил Правительству до июля опубликовать перечень функций органов исполнительной власти. Далее до декабря предстоит провести общественное обсуждение этого перечня, по результатам которого предстоит принять решения о сохранении, упразднении или передаче этих функций негосударственным организациям.

Такое у нас в стране периодически случается. За последние 10 лет наша власть многократно и в спешном порядке бросалась ликвидировать эти самые избыточные функции органов исполнительной власти. Планы, распоряжения, поручения.... Всё это было. Кое что даже было сделано.

Но практика показала, что взамен ликвидированных выстраиваются новые. С течением времени появляются новые государственные функции или возвращаются ранее упразднённые в модифицированном виде. Под предлогом наведения «порядка» после техногенных катастроф, лоббирования законопроектов в Госдуме (например, закон о страховании ответственности владельцев опасных производственных объектов) и т. д.

Негативный эффект от передачи функций органов исполнительной власти негосударственным организациям наглядно продемонстрировала строительная отрасль, где переход от государственного контроля (надзора) к саморегулированию (СРО) не решил ни одной из застарелых проблем в строительстве, а лишь увеличил финансовую нагрузку на строительные компании, загнал коррупцию внутрь негосударственных структур.

В итоге, Россия в рейтинге стран по условиям ведения бизнеса продолжает катиться вниз.

Причина этого проста, носит системный характер и обусловлена продолжением курса на реализацию порочной идеи: «Рынок отрегулирует всё».

В действительности, уход государства из экономики — это не панацея и не решение проблем развития страны. Как раз наоборот.

Любая замкнутая система, хоть техническая, хоть социальная, всегда деградирует. Это фундаментальный закон природы. Назовите это как угодно — необходимостью «обратной связи» или системы «сдержек и противовесов», законом возрастания энтропии и т.п.

Поэтому нужно не говорить, что «государства должно быть меньше», а наоборот, усиливать его функции, обеспечить необходимое качество правовой среды, которое в свою очередь является основой для хозяйственной деятельности. Решением проблем является развитие институтов государства.

Ключевым вопросом в повестке дня должно быть проведение эффективной антикоррупционной политики и реформ государственной службы (включая ликвидацию сращивания бизнеса и государственного аппарата), судебной системы, технического регулирования и т. д.

Есть основания полагать, что для обеспечения положительных сдвигов в экономике функции органов исполнительной власти нужно не упразднять и не передавать негосударственным организациям, а преобразовать:

а) заменить разрешительные функции органов исполнительной власти на регистрационные (насколько это возможно);

б) сделать упор на реализацию не карательных, а регулирующих функций органов исполнительной власти.

Для развития экономики нужна смена всей парадигмы взаимоотношений бизнеса и власти. Сейчас они строятся по принципах презумпции виновности предпринимателей и опасности любой производственной деятельности. А нужно наоборот, — ориентироваться на принцип презумпции добросовестности предпринимателей, на установление партнерства между бизнесом и властью.

Если требования к какой-либо деятельности чётко прописаны в законах и иных нормативных правовых актах, а соблюдение законодательства является конституционной обязанностью любого гражданина, то зачем, например, получать разрешение на строительство или на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности? Понятно, что те вопросы, которые затрагивают интересы других лиц и общества в целом, должны быть согласованы. Но в целом достаточно подать уведомление-декларацию о начале этой деятельности.

Нужно изменить цели проведения проверок предприятий. Руководитель предприятия не меньше, чем орган государственной власти, заинтересован в отсутствии аварий, пожаров, несчастных случаев и гибели людей на производстве. Если перед государственным инспектором будет поставлена задача обеспечить реальную безопасность на производстве, а не собрать побольше штрафов, то пусть приходит на предприятие хоть каждый день и даёт предложения и рекомендации, как сделать лучше. Другое дело, если предприниматель не прислушивается, подал заведомо ложную декларацию (уведомление) или по его вине произошла авария с травмами или с человеческими жертвами, то нужно наказывать по полной программе.

Если же оставить старую систему взаимоотношений власти и бизнеса и пытаться лишь сократить часть функций органов государственной власти, как предлагает Дмитрий Медведев, то итогом этого будет лишь незначительное улучшение деловой среды при лавинообразном росте аварий, катастроф и поставок населению опасной продукции. А потом, как всегда, произойдет откат назад.