Экономика без морали
Сам вопрос о том, должен ли бизнес быть этичным и социально ответственным, уже говорит о том, что концепция бизнеса как деятельности, концепция капитализма как такового в своем классическом виде никакой социальной ответственности не предполагала. Капитализм начинался в XVIII и XIX веках с работорговли, с мануфактур и фабрик, где дети и женщины работали по 12 часов в день и больше, с классовой ненависти и отношения к работнику как аристотелевскому «живому орудию труда». К каким историческим катаклизмам это привело в России, всем известно.
Запад, стараясь избежать такого развития событий, стал, пусть и нехотя, мало-помалу вводить «дикий» капитализм в цивилизованные рамки.
В США мысль о том, что производительность труда можно повысить добрым словом, улучшением комфорта в рабочем помещении и возможностью для работников высказывать свое мнение, стала рассматриваться лишь после пяти лет экспериментов американского психолога Элтона Майо 1927—1932 годов и сильно удивила общественность.
К концу XX века «капитализм с человеческим лицом» стал результатом пусть не фундаментального изменения своей природы, но по крайней мере серьезной работы над имиджем. Континентальная Европа выбрала социальную рыночную экономику с балансом интересов бизнеса и общества. Американский бизнес в 90-е годы оценил преимущества командной работы на основе сотрудничества, позитивного образа в глазах общества и стратегий сотрудничества с потребителями. Модель глобализации, со слов ее адептов, вроде бы предполагает возможности бизнес-реализации для каждого, да еще и на основе новых технологий и экологических стандартов — мультикультурный интернационал с айфоном. В реальности же глобализация подтачивает именно те модели рыночных экономик, которые связаны с традициями общественной пользы и ответственности.
А об этичности глобализированного капитализма можно судить по случившейся всего неделю назад в Москве истории со сгоревшими заживо в бытовке 15 гастарбайтерами, которых хозяин просто запирал на замок снаружи. Увы, в XXI веке во многих регионах мира капитализм существует именно в тех варварских формах, с которых когда-то начинался. Просто потому, что в игре по закону джунглей тот, у кого в наличии совесть, автоматически проигрывает.
Будем честны: большая часть бизнесменов согласна с позицией Милтона Фридмана о том, что единственная цель бизнеса — прибыль. Никакой этике и человеколюбию тут не место. И именно такая пещерная «экономика без морали» считается теперь базисом цивилизованного общества. И победа глобализированного финансового капитализма над всеми прочими моделями — это шаг не вперед, сколь бы технологически совершенным ни был такой мир. Это шаг назад от цивилизованности в гуманитарном понимании, от человека как существа, жизнь которого невозможна без набора высоких смыслов. К тому же нынешняя экономическая модель дошла до своих пределов. И чем бы это ни кончилось — новой ли мировой войной или вялотекущими волнами стагнации, — олицетворением рынка без морали уже не будет излучающий порочное обаяние успешный биржевой карьерист. Скорее это будет лицо «живого орудия труда».
Нужен ли нам такой мир? А если нужен другой мир, то в этой модели социальная ответственность должна быть не побочным эффектом или подачкой слабым от сильных, а одним из базовых оснований для любой деятельности. В том числе предпринимательской.
Комментарии
И к какому процветанию западных стран - известно тоже.
Почему, собственно, капитализм должен был сделать Россию благополучной? Разве есть такая экономическая модель, которую не угробит Россия?
Дело тут вовсе не в социализме-капитализме и не в плановой-рыночной экономике, а в ХАЛЯВОНОМИКЕ - http://ideo.ru/economics.html в которую Россия обратит абсолютно любую модель. И стоит халявономика как раз на аморальности рабско-милитаристской имперской системы. Какая там к черту мораль в казарме...
«Время, время, время! — это единственное, что мне сейчас нужно. Выиграть время. Хотя бы месяц еще, а еще лучше — два. За эти месяц-два я на западные рынки прорвусь. Наметки есть, все там удачно идет, тьфу-тьфу-тьфу!.. А чего «тьфу-тьфу-тьфу» — с моими деньгами я все равно прорвусь. Рано или поздно, и никто меня не остановит. Не получится с этим банком — найдем другой.
До чего же все-таки люди глупы — прямо удивительно! Ну, вот, все же перед глазами, видят, что здесь, в России, творится!.. Казалось бы, уж отнесись, по крайней мере, серьезно к идеям, которые человек, создавший все это, выдвигает, ан нет, абсолютное непонимание. Нежелание понять. Даже вникнуть. Полная неспособность мыслить хоть сколько-нибудь нестандартно, нешаблонно. Какая-то зашоренность мышления. Шаг вправо, шаг влево — уже все, он уже ничего не воспринимает.
Я вам, б... покажу «цивилизацию»! В нашем, российском варианте. С самого начала начну. Сначала про макаровых телят все расскажу, а потом, пожалуй, и объясню, чего доброго, как кузькину мать зовут. Да так наглядно и доходчиво, что сразу небо с овчинку покажется. С чувством все, с толком, с расстановкой, по-о-одробно! Так, чтобы все поняли! Настоящих-то чудес вы еще не видали! Увидите. Будут вам чудеса. Все будет! Будет и белочка, будет и свисток. Угадайте с трех раз, кто будет белкой скакать, а кто в свисток дудеть? Ха-ха-ха! Кретины!
Н-да, но раньше чем за месяц, все равно не успеть... Не получается раньше, хоть ты тресни, и это еще в самом лучшем случае, а вообще-то и за месяц можно не уложиться... Н-н-да... Вре-мя! Время, время, время! Еще хотя бы месяц!
Придется, видно, все-таки одевать галстук — никуда не денешься, — и к этим олухам на поклон завтра тащиться. Ровно к 15 часам, к первому подъезду. «И не опаздывать!» — как мне этот клерк строго-настрого приказал.
Да ладно, в конце-то концов! Ну позабавлю немного почтеннейшую публику, потан...
Немного успокоившись, Паутов припомнил некоторые подробности встречи и поморщился. Вот всегда так: надо верить своим чувствам! Вернее, предчувствиям. Вот не хотел же ехать! Нет! «Поеду, поеду!.. Здравый смысл!.. Надо выиграть время!..». Галстук, как мудак, надел...
«Выиграл», б..! Что теперь будет, вообще непонятно — лучше бы дома сидел. В берлоге своей. Не высовывался бы никуда. Не вылезал и не пугал бы людей, хотя какие же это люди?! Дятлы какие-то безмозглые. Китайские болванчики. Ты ему объясняешь, он кивает тебе, а сам знай свое долбит: нет-нет! нет-нет! Долбо...бы!
Паутов вспомнил свою пламенную речь и скривился, как от зубной боли. И черт меня за язык дернул! Ну зачем?! Зачем?.. Сидел бы, помалкивал себе в тряпочку, улыбался да поддакивал, как с самого начала и планировалось. О-о-о! Вспоминать стыдно. Как мальчишка, повелся, а ведь как хорошо все начиналось: «Вызываем в Белый дом!», и как плохо кончилось: «Пошли вы все на х..! В рот я вас всех е...л!». Ну, не такими, конечно, словами, но смысл тот же, и теперь я имею еще и кучу личных врагов. Собственно, весь кабинет во главе с премьер-министром, которого умудрился еще и лично послать. «Пошли вы все на х..! В рот я вас всех... а вас, господин премьер, особенно. Еще и во все прочие места!».
Паутов старался ничего не вспоминать, но воспоминания лезли в голову сами.
Вот он входит, здоровается, все разглядывают его, как какое-то диковинное насекомое.
Потом выступает министр финансов, начинает какую-то ахинею нести. Про рынок ценных бумаг, что паутовки — это фактически ценные бумаги, но любая ценная бумага — это что-то реальное, за ней что-то стоит, это часть собственности предприятия, по ней выплачиваются дивиденды, а паутовка — это просто фикция, пустота, воздух. Ничем они не обеспечены: это обычная финансовая пирамида — и так битый час, все в том же духе.
Естественно, когда слово дали Паутову, он не выдержал.
Собственно говоря, современные акции — это уже вообще совсем не та классическая ценная бумага, которой она была еще относительно недавно, — сегодня это фактически просто абстрактный объект для спекуляций, и с этой точки зрения совершенно неважно, существует ли вообще материнская компания-эмитент, их породившая. Акции могут преспокойно существовать и без нее, как ребенок без матери, и если пуповина до сих пор не перерезана, то это лишь вопрос времени.
Будущее вообще за виртуальными акциями виртуальных, реально не существующих, компаний: когда ребенок вырастает, родители ему только мешают — путаются под ногами.
Да здравствует виртуальный мир, мир будущего! В этом мире будут действовать совершенно другие законы — это в реальном мире бушуют войны, катастрофы, кризисы, а в виртуальном всегда все спокойно, стабильно, там нет ни воров, ни преступников!».
Сергей Мавроди в HARD DAY'S NIGHT
Основатель МММ и МММ-2011 Сергей Мавроди рассказал о своем отношении к Михаилу Ходорковскому, объяснил, зачем создавал пирамиду МММ, и поделился планами подготовки финансового апокалипсиса.
http://www.youtube.com/watch?v=peZuJaBhx2c