Приказ Пентагона: мобильники - к бою

На модерации Отложенный

2010-й может стать ключевым годом для военной реформы. В конце прошлого года Минобороны объявило о завершении первого этапа реформирования наших Вооруженных сил - придания им «нового облика». Второй этап предполагает еще большие изменения - создание новой системы управления войсками. По идее, наша армия должна научиться действовать в условиях так называемых «сетецентрических войн». Это когда с Арбатской площади военачальник сможет управлять по своему, военному «интернету», а также через спутники не только армиями, бригадами и полками, но и каждым конкретным солдатом в реальном масштабе времени. «Известия» попытались выяснить, насколько мы готовы к «сетецентрическим войнам»

Совсем скоро телефоны iPhone и медиаплееры iPod touch станут самыми незаменимыми спутниками солдат американской армии. Пентагон совместно с компаниями Raytheon и Apple принял решение о создании специального программного обеспечения для этих аппаратов, которое позволит командованию эффективнее руководить солдатами в ходе боевых действий. Предполагается, что новинка позволит каждому бойцу точно знать свое место на поле боя, а также получать боевые приказы и взаимодействовать с огневыми средствами поражения. Нехитрое решение - большинство плееров и телефонов солдаты и так покупают самостоятельно.

Утопия? Нет! 23 июня 2009 года министр обороны США Роберт Гейтс подписал приказ о создании Кибернетического командования - структуры, ответственной за безопасность военных информационных сетей. В конце ноября командование начало функционировать.

Вообще, американская концепция «сетецентрической войны» подразумевает превращение ВС США в единый гигантский разведывательно-ударный комплекс, где все связаны со всеми линиями передачи информации и находятся в едином информационном пространстве. Это позволяет постоянно отслеживать оперативную обстановку и немедленно принимать решения. Противник должен уничтожаться сразу после обнаружения с помощью тех сил и средств, которые в данный момент могут сделать это с наибольшей скоростью и эффективностью. Уже сейчас с территории США американцы успешно управляют беспилотными летательными аппаратами, уничтожающими цели на территории Афганистана, Пакистана или любой другой страны мира.

«Маневр» на «Уралах»

А что у нас с подготовкой к «сетецентрическим войнам»? Рассказывая «Известиям» о ситуации, руководитель одного из российских НИИ Роберт Николаев не может скрыть разочарования. При его участии еще в 1983 году была создана система «Маневр», которая в полной мере отвечала понятию «сетецентрической войны». Однако до сегодняшнего дня она так и не нашла своего применения. История «Маневра» по-своему драматична. Разрабатывать ее стали по заказу Главного ракетно-артиллерийского управления. Задача была объединить управление разнородными огневыми средствами - артиллерий, ракетными комплексами, авиацией - в одной системе. Гарантировать сохранение этой связи в любых ситуациях.

Комплекс получился по-советски громоздкий - несколько «Уралов» аппаратуры. Конструктор вспоминает, что из-за использования в некоторых блоках реле возникали ситуации, когда ломалась одна машина, ее чинили, но пока наладчики доходили до последней установки, что-то снова выходило из строя. Но если все работало, «Маневр» обеспечивал командиру на поле боя невиданную до тех пор возможность управления боевыми средствами. «Компьютер» системы через передачу кодированных команд позволял надежно управлять войсками. Командиры на местах точно знали, чего от них хотят в штабе, где находятся дружественные силы, где цели и какими средствами их надо поразить.

Комплекс прошел испытания в Белорусском военном округе. Командование было в восторге. Но дальше этого дело не пошло. Как вспоминает Роберт Николаев, внедрению новинки воспротивилось Управление связи Вооруженных сил.

- Я сразу сказал, что наши средства связи ненадежны, надо что-то менять, - вспоминает конструктор. - Но ведомственный эгоизм твердил обратное - наша связь идеальна, это ваша машина ошиблась.

В итоге из ГРАУ «Маневр» передали связистам. А те сделали все, чтобы он никогда не появился в войсках. Хотя в рамках Варшавского договора новую разработку передали для производства и отработки дружественным нам союзникам по Восточной Европе. От них в начале 90-х она и попала к американцам.

«Белый шум» обеспечит победу в цифровой войне

- Я много ездил тогда по странам, где делали систему, - рассказывает Николаев. - По каналам разведки узнавал, что делают американцы. В отличие от наших это были изящные устройства, но в комплексе они не работали.

Главная ошибка американцев состояла в том, что отдельные элементы боевой управляющей системы Пентагон поручил проектировать и изготавливать разным фирмам. В итоге по отдельности приборы работали безукоризненно, но при включении в единую систему плохо понимали друг друга. Американцы это поняли, когда провели войсковые испытания системы. Пентагон провел командно-штабную игру. С одной стороны - НАТО, с другой - Варшавский договор. Войска Запада управлялись по своей системе, армии Востока - использовали «Маневр».

НАТО было разгромлено без применения ядерного оружия всего за три дня.

- Все просто, - говорит Николаев. - Наша аппаратура работала в частотном диапазоне, который еще называют «белым шумом». Его как бы нет в природе. А значит, невозможно ни запеленговать, ни подавить...

В 1993 году Николаев получил задание создать новую систему. Ее назвали «Полет-К». Она предназначалась для управления подразделениями ВДВ и подразумевала, что в ней будут сбалансированы все виды связи и управления: проводные, релейные, космические, компьютерные. Но самое главное, что комплекс стал компактным: управляющая система помещалась в имевшиеся в десантных войсках командирские машины, а сами приемники стали переносными.

В новой системе предполагалось довести управление до каждого самолета, вертолета, орудия и конкретного бойца, которому впервые в мире придавался облик «электронного солдата». АСУ была в целом спроектирована к началу 2000 года, отдельные ее элементы прошли успешные заводские и полигонные испытания, которые показали, что она полностью пригодна для управления как мобильными ВДВ, так и Сухопутными войсками. Но тут произошло немыслимое - Роберта Николаева уволили с должности директора НИИ, а дальше у него началась череда неприятностей. Сегодня Роберт Николаев пенсионер. Уже без его участия в России создается новая боевая управляющая система «Созвездие». По некоторым данным, это новая система управления войсками в тактическом звене, закрытая армейская компьютерная сеть. Не секрет, что во время боевых действий на Северном Кавказе военные разведчики отправляли в Москву свои донесения и цифровые фотографии через закрытый e-mail. Но это далеко не то, что нужно.

Отдельные защищенные компьютерные линии связи полноценным «боевым интернетом» назвать нельзя. Управлять посредством электронной почты войсками, тем более в скоротечном бою, невозможно. Нужна система, способная объединить одним управляющим алгоритмом действия всей нашей армии, когда каждая боевая единица - армия, дивизия, полк, танк, артустановка и даже отдельный солдат - вписана в единую систему.

- Сегодня наши разработчики повторяют ошибки американцев начала 80-х годов, - говорит Николаев. - Появились современная элементная база, цветные дисплеи, GPS, даже наш ГЛОНАСС, но каждый элемент изготавливается отдельными фирмами. В стране нет идеологического обоснования того, как все это должно работать в сумме. Поэтому система и не работает...

Что нет «идеологии», можно судить и по другим фактам. Например, Минобороны закупило отсутствующие у нас беспилотные летательные аппараты в Израиле. Теперь военные всерьез обсуждают покупку французского интегрированного комплекса «солдата будущего» FELIN компании Sagem. Хотят купить десантный вертолетоносец «Мистраль», который кроме обеспечения десантных операций может выступать и как штабной корабль управления войсками.

Но вот парадокс, «штабной потенциал» корабля (высокая автоматизация и наличие разветвленных средств связи и боевого управления, в том числе разными видами войск) Россия вряд ли получит. Французы просто не отдадут установленную на «Мистрале» передовую боевую информационно-управляющую систему SENIT 9 и систему обмена данными и управления войсками SIC-21, интегрированную с новейшими натовскими системами передачи данных. А это значит, что всю разнородную электронную «начинку» - как импортную, так и отечественную - придется ставить нам самим. Это непросто.

Что до американцев, то сегодня они на глобальную систему боевого управления тратят миллиарды долларов. Например, создают трехмерные цифровые карты местности наиболее вероятных зон ведения войны. Так и телефоны iPhone и медиаплееры iPod touch - это не только модные игрушки, но и инструменты, способные решать задачи в войне будущего.

Главный редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов: «Сетецентричность» - не новость для отечественной оборонки

Безусловно, последние новшества в военном строительстве в России и некоторые элементы текущей военной реформы свидетельствуют о стремлении соответствовать новейшим тенденциям, включая и «сетецентричность». К слову, эта «сетецентричность» - не новость для отечественной оборонки. Еще в 80-е годы широко были развернуты работы по созданию систем связи и управления, включая комплекты индивидуальной «информационной экипировки» солдат, танковые информационно-управляющие системы, системы автоматизированного управления полкового и дивизионного звена и проч. Но определенное отставание нашей страны в электронике и вычислительной технике, а затем и развал воспрепятствовали развитию этих направлений. Кроме того, сама «конструкция» Советской, а ныне Российской армии по сути затрудняет внедрение подобного рода систем в ней. Сейчас для трансформации армии в сторону «сетецентричности», с одной стороны, нужна ее серьезная реорганизация (включая изменение системы комплектования и подготовки), а с другой - нужно наверстать отставание от Запада в развитии боевых информационных систем.