Михаил Делягин: а вот если Медведев встанет и уйдет?
На модерации
Отложенный
Известный экономист Михаил Делягин убежден, что Дмитрий Медведев и Игорь Сечин не уживутся в новом правительстве. В данном случае, по словам эксперта, Путин мог бы пойти на очень элегантный шаг: сделать Сечина главой структуры, которая стала бы контролировать правительство Медведева. На вопрос о том, не сбежит ли из такого правительства Медведев, говорит: "Извините, вот не надо путать президента с его котом! Кот может встать и уйти, и кота будет искать все ФСБ и все МВД. А вот если Медведев встанет и уйдет, кто его будет искать - это большой вопрос". Экспертное мнение руководителя Института проблем глобализацииМихаила Делягина - для Накануне.RU.
Вопрос: Михаил Геннадьевич, вот тут все обсуждают побег кота Медведева Дорофея, а я Вас хотел о серьезном спросить. Слишком уж активные движения начались на "модернизаторском" фланге. В Госдуме появится межфракционное "промышленное лобби", для которого экономика важнее политики, кроме того, Борис Титов создает центр "Правый курс", который объединит разных право-либеральных политиков для разработки программы развития страны. С чем Вы связываете это оживление?
Михаил Делягин: Праволиберальные политики почитали законы, которые скоро, как им кажется, будут приняты, и решили подсуетиться. Я могу это только поддержать. Я считаю, что чем больше праволиберальных партий, тем лучше. Каждый либеральный политик должен обязательно создать свою партию. Своя партия должна быть у Бориса Немцова, у Михаила Касьянова, у Владимира Рыжкова (собственно, она и есть), у Алексея Навального и дальше по списку. Борис Титов - не исключение, пусть у них у каждого будет своя партия. Поскольку все попытки объединения двух либеральных партий, которые у нас были, "СПС" и "Яблоко", продолжались долгие годы и кончились тем, что обе эти партии трагически издохли, то думаю, что попытки объединить либералов обречены на провал. Только Прохоров имеет такие возможности, и то, только в том случае, если ему поможет Чубайс. Денег одного Прохорова на то, чтобы объединить всех этих людей, явно не хватит, а других стимулов на либеральном фланге, за исключением Владимира Рыжкова, по-моему, не существует. Мы говорим: к счастью. Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают 100 школ. Очень жалко, что Гайдар умер, я верю, что он создал бы свою партию тоже.
Вопрос: Но насколько вероятно, что это все площадка для будущей партии Прохорова?
Михаил Делягин: Не исключено, что они потом будут к Прохорову вливаться, но они же все будут просить у него денег. А богатые люди стали такими не потому, что у них много денег, а потому, что они мало отдают. Те сложности, которые могут возникнуть вокруг Прохорова в связи с исполнением обязательств, подтвердит это весьма наглядно и весьма убедительно.
Вопрос: Ну а в промышленное лобби в Госдуме Вы верите?
Михаил Делягин: Вы знаете, либералы ориентируются на уничтожение промышленности, поэтому они не могут создать промышленного лобби в принципе. Как только либерала спрашивают, как вы относитесь к присоединению России в ВТО, либерал встает по стойке смирно и рапортует: то, что хорошо для General Motors (даже если это не очень хорошо для Америки), то хорошо для России. И это все "промышленное лобби" заканчивается сразу и безоговорочно. Так что в это я не верю. Можно создать депутатскую группу и назвать ее "промышленным лобби", но чтобы либералы защищали интересы России - так не бывает. Наркоманы не борются за здоровый образ жизни. Либералы не борются за развитие промышленности. Для них это противоестественно.
Вопрос: Может ли случиться так, что из "промышленного лобби" сделают право-направленную "Единую Россию" и отсоединят от нее ОНФ?
Михаил Делягин: Здесь все зависит от желания ребят из управления внутренней политики администрации. Не знаю, кто там сейчас работает, но ребята головастые. Идея Владимира Владимировича Путина примерно понятна. Слить партию "жуликов и воров", пусть она пойдет честно на следующие выборы, заработает там 5,5% и получит одно место в Госдуме, а вместо нее пройдет ОНФ, в который будет передана организационная структура и, может быть, основная часть дееспособных людей. Но каковы будут детали исполнения этого замысла и не сменит ли этот замысел какой-либо следующий замысел, мы с вами не знаем.
Вопрос: Что скажете по поводу недавно прозвучавшего предложения о том, чтобы Путину объединить посты президента и премьер-министра?
Михаил Делягин: Вы знаете, это абсолютно правильно с управленческой точки зрения, это эффективно.
В чем проблема нашей системы госуправления? В том, что министры не подчиняются премьеру. Это то, из-за чего, на самом деле, сел Ходорковский. Когда его компания дошла до слишком большого уровня, неэффективность государства стала приносить ему прямые убытки. И он, как человек с хорошим инженерным образованием, задался вопросом - что плохо, что мне мешает? И он нашел эту болевую точку - система управления неэффективна, потому что министры не подчиняются премьеру. Нужно сделать так, чтобы они подчинялись премьеру, значит, нужна парламентская республика. Вопрос о том, что это означает в переводе на политический язык, он, как человек-инженер, судя по всему, не задавал, в результате - будет находиться там, где он находится, и будет находиться еще долго.
Политический смысл нашей системы заключается в том, что все решения принимает президент, а ответственность за исполнение возлагается на премьера, за исключением последней конфигурации, когда у нас вместо технического премьера был технический президент, от которого даже коты сбегают кастрированные. То есть, тут даже животные не выдерживают - похоже, действительно пора паковать чемоданы. Но в целом эта система очень неэффективна с управленческой (Кто все-таки никуда не убегал, как выяснилось - прим. Накануне.RU) точки зрения и очень эффективна с точки зрения политической, потому что человек, который принимает все решения, полностью освобожден от ответственности. Если Путин на это пойдет, то это будет означать, что либо он сделал серьезную стратегическую ошибку, либо он, черт возьми, задумался об исполнении своих прямых служебных обязанностей, что звучит даже более странно.
Вопрос: А что скажете по поводу битвы модернизаторов с охранителями? Глава ИНСОРа Игорь Юргенс признался, что битва была проиграна охранителям.
Михаил Делягин: Если говорить об Игоре Юрьевиче Юргенсе, то это человек умный, очень уважаемый, он очень долгое время размахивал шашкой и кричал, что Медведев будет замечательным руководителем страны вместо Путина, в том числе, во время медведевского президентства. Выглядело это так. Встает офицер из окопа и кричит: "Ура, вперед, в атаку!" А люди сидят в окопе и ему искренне аплодируют: как хорошо, как прекрасно вы вскочили, бегите же дальше, мы мысленно с вами! Естественно, такой офицер терпит поражение, и Юргенс его потерпел. С одной стороны, это романтизм, потому что Юргенс не мог не понимать человеческие, управленческие, политические качества Дмитрия Анатольевича Медведева. Я не понимаю, как он боролся за его власть в ситуации, когда сам Медведев не хотел бороться за власть! Это немного странная была картина. И, во-вторых, да, он потерпел поражение. Только на охранителей я бы кивать не стал, потому что среди охранителей оказался и Дмитрий Анатольевич Медведев, который не захотел власти.
Вопрос: И который не хочет теперь во власти или, по крайней мере, в своем "большом правительстве" многих других людей. В первую очередь Игоря Сечина? Кстати, насколько по положению этого человека, склонного к государственной модели управления, можно будет судить о том, как усиливается либеральный фланг?
Михаил Делягин: Игорь Сечин к либералам имеет такое же отношение, как я к гестапо. Он их очень не любит, насколько я могу судить. Думаю, что в правительстве его не будет. По крайней мере, в правительстве будет либо он, либо Медведев. Но я думаю, что для него найдут хорошую позицию. Меня, конечно, никто не спрашивает, но я бы сделал его секретарем Совета безопасности РФ и передал бы Совету безопасности очень серьезные управленческие функции, скажем, по контролю за правительством. Сделать его правительством над правительством. Это было бы красиво и элегантно, но боюсь, что это было слишком элегантно для Владимира Владимировича.
Вопрос: Но в таком случае - что будет делать Медведев? Уйдет?
Михаил Делягин: А кто ж его отпустит? Ему бегунок не подпишут.
Вопрос: Но воли-то в действиях захочется!
Михаил Делягин: Извините, вот не надо путать президента с его котом! Кот может встать и уйти, и кота будет искать все ФСБ и все МВД. А вот если Медведев встанет и уйдет, кто его будет искать, кроме жены, - это большой вопрос. Так что никуда он не денется. Куда его положат - там и будет лежать. Естественно, это мое предположение. Свечку я не держал.
Комментарии
" задумался об исполнении своих прямых служебных обязанностей, что звучит даже более странно."
Вот эти два предложения показывают уровень управления государством.Вобщем власть отдельно, мы отдельно, середины как таковой нет.Не считать же "прошляков" серединой.