ВТО: калиф на час

На модерации Отложенный

Масса споров и по сей день идет о роли ВТО, о необходимости вступления России в этот светоч международной экономики. Казалось бы, формально Россия уже вступила в ВТО. Однако на горизонте маячит еще ратификация, которая должна будет поставить жирную точку в бесконечном споре о правилах и условиях вступления России. Ратификация – это гонг на начало сложнейшего раунда между отечественными производителями и их зарубежными конкурентами. Пакет документов по вступлению в ВТО должен быть ратифицирован Российской Федерацией к 3 июля 2012 года.

Пытаясь разобраться в данном вопросе, я выслушал довольно большое количество мнений. Но давайте по порядку.

Преимущества торговой системы ВТО

Данная информация указана на официальном сайте ВТО. Укажу лишь несколько экономических и политических:

1) Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.
2) Укрепление международной стабильности
3) Повышение занятости
4) Повышение доходов
5) Эффективный механизм разрешения споров

Признаться какие-то странные плюсы. Особенно вот это - «укрепление международной стабильности». Это вообще что? Сильно ли укрепилась международная стабильность за последние годы? А ведь уже 157 стран из более чем 200, стали членами ВТО. А если импорт в значительной мере увеличится, уничтожая отечественного производителя, то это тоже можно назвать «повышением эффективности внешнеэкономической деятельности»? О повышении чьих доходов идет речь? О повышении занятости в каких странах? Да, я могу понять тот факт, что нам выгодны низкие импортные пошлины на ввоз бананов, фиников или киви, но может, стоит именно о них и договориться?

Теперь пару слов о главном козыре защитников вступления в ВТО, об «эффективном механизме разрешения споров».

Наивно полагать, что мировая торговля не политизирована и регулируется исключительно рыночными механизмами. Существование механизма разрешения споров между участниками рынка в рамках любой торговой организации вовсе не означает кристальную объективность рассмотрения таких споров. Тем более, что нам уже известна цена международного права на практике. А вот яркий пример из истории ВТО - восьмилетняя борьба Boeing и Airbus. Дело в том, что и США и ЕС в этой ситуации нарушили соглашение о торговле гражданской авиатехникой от 1992 года. В этом соглашении существенно ограничивались размеры субсидий со стороны государств, а также возможность многих непрямых способов поддержки своих производителей. Своим решением ВТО признала нарушения со стороны обоих!
Аналитик по аэрокосмической отрасли компании Teal Group Ричард Абуфалиа выразил уверенность в том, что Boeing в состоянии сделать многое для того, чтобы обойти решение ВТО». То же самое, по его мнению, может сделать и Airbus с пунктами вердикта, которые не устраивают европейскую сторону. «К сожалению, этот процесс не идет на пользу никому», - считает эксперт.
По словам Карела де Гюхта, еврокомиссара по вопросам торговли: "Европейская промышленность и в особенности аэрокосмическая отрасль понесли ущерб на миллиарды евро, и это недопустимо. Настало время прекратить незаконное субсидирование "Боинг" со стороны властей США, перестать препятствовать конкуренции и следовать международным правилам торговли".
Господин де Гюхт считает, что убытки нужно исчислять в миллиардах, а что в итоге? Как полагают эксперты, в итоге две компании, скорее всего, будут вынуждены реструктурировать часть госсубсидий и заключить мировое соглашение. Вот так, почти восемь лет перепалки, миллиардные убытки, а они пожали руки и разошлись.
Очень эффективно!

О рынке, капиталах и «невидимой руке»

В настоящее время из 100 крупнейших экономик мира 52 – это ТНК . Мощнейшие капиталы всегда стремятся к концентрации. Не сами конечно. Как это происходит, мы видели на примере крупных капиталов США в условиях мирового финансового кризиса 2008 года. Источник дешёвого капитала для ТНК – крупнейшие банки США. Нормальное дело если процент кредитования в них 1-2 %.
Следовательно, некоторые законы рынка, так обожаемые нашими «рыночниками-либералами» здесь просто не действуют. В отдельных сегментах рынка, где может действовать ограниченное количество игроков (сугубо индивидуальный показатель), понятие «рыночная цена» довольно условно. По договоренности или совместной необходимости крупные компании могут поднять или опустить цену на любом рынке, будь то мировой или внутренний. В теории же предполагается что «невидимая рука рынка» все сделает сама.
Что это получается, что совсем нет конкуренции? Есть. Только выглядит она не так, как её представляют некоторые наши экономисты. Считается, что свободный рынок сам себя регулирует, а участники на нем равны. Это не так. Объективно конкуренция существует, но это только половина картины. Другая же, заключается в том, что за малым исключением, любой участник рынка, так или иначе в состоянии повлиять на существующую цену.

Приведу практический пример имевший место на рынке зерновых в Краснодарском крае. На территории края приблизительно 2500 производителей пшеницы (ИП, КФХ, крупные агрокомпании и холдинги). Объемы производства у всех разные от 100 тонн до нескольких десятков тысяч тонн за уборку. Иностранные экспортеры, такие как «Гленкор», «Луис Дрейфус», «Каргилл-ЮГ», «Бунге СНГ» закупают зерновые, для отправки в Турцию, Иран и т.д. Делают это через более мелкие фирмы, которые в состоянии найти необходимый объем, убедиться в его качестве и привезти его в порт. Одна подобная фирма нашла и закупила объем, а реализовать его экспортерам не смогла, и чтобы не понести убыток подняла цены на рынке. Как? Очень просто. Она сообщила основным производителям, что цены вот-вот пойдут вверх. Результат был очень предсказуем. Никто дешево продавать свою продукцию, за небольшим исключением, не захотел. У экспортеров по существующим контрактам назрел дефицит, сроки также истекали. Им, чтобы не потерпеть убыток, пришлось приобрести данные объемы по уже сформировавшимся ценам. Небольшая фирма повлияла на рынок! Что говорить о крупных игроках, а тем более о ТНК?

Вот еще любопытная зарисовка о рынке:
Компания «Данон» выпустила в продажу питьевой йогурт «Активия» в упаковке 200 грамм с надписью «Всего 20 руб.*», при этом ниже на упаковке была приведена сноска«*рекомендованная цена для продажи на территории РФ». ФАС постановила, что такие действия «Данон» нарушают антимонопольное законодательство «в части координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию продукции общества».

Вот как прокомментировал эту ситуацию руководитель экспертного Центра финансовых проблем, Максим Тимофеев:
«Конечно, публиковать предельные цены на товар, с точки зрения нормального рынка – это нонсенс. Со времен Адама Смита, «невидимая рука рынка» сама регулирует цены – всегда в сторону понижения. Именно в этом заключается главный принцип конкуренции: участники рынка конкурируют низкой ценой и высоким качеством продукции. Кстати, на западных рынках проблемы с регуляторами возникают именно у тех продавцов, которые искусственно занижают цену на свой товар, чтобы захватить больший сегмент потребительского рынка.

Это называется «ценовой демпинг», и за это у них могут наказать.
У нас же в данном случае речь идет о максимальной цене. А что остается делать западным товарищам, если рынок такой ненормальный, как российский? Ведь производители несут убытки от того, что цены на их товар неоправданно завышаются, и он хуже продается. Они теряют своих покупателей и прибыль на снижении выпуска продукции, - естественно, им это не выгодно. А отечественные продавцы зачастую работают по принципу: накрутить цену побольше, и пусть лежит, все равно купят. Зато можно сразу рвануть большую выручку с партии товара и не напрягаться то и дело с поставщиками».

Странно как-то у товарища Тимофеева получается, со времен Адама Смита, та сама «невидимая рука рынка» цены все понижает, а у непутевых российских предпринимателей все с точностью до наоборот. Накрутили цену побольше, ждут и не горюют, да еще и выручку большую рванут! Вот к кому в пору за советом ехать, тут и акулам капитализма есть чему поучиться. Не действуют на наших коммерсантов никакие законы! Диво дивное.

А.П.Портанский, курицы и патриоты

Год назад, мне довелось присутствовать на лекции одного из специалистов по присоединению к ВТО, господина Портанского А.П., директора Информационного бюро по присоединению России к ВТО. Задача данного бюро – информационное сопровождение процесса вступления в эту международную организацию. Можно привести много примеров, которые, на мой взгляд, кажутся ошибочными в логике Алексея Павловича. Приведу один.
Он рассказал нам пример реально существующего бизнесмена, который производит курицу. Дальше цитата:

«Вот он (производитель курицы – пометка автора) любит прийти в какой-нибудь большой магазин, подойти к витрине и сказать: «Ну что это у Вас здесь вот эти вот «ножки Буша»? Они все синие, ну разве можно такую продукцию продавать? Надо бы все это убрать с прилавка! А вот наша курица должна у Вас занимать прилавок! Наша курица хорошая! Надо нашу курицу покупать». Вот.
Молодой человек делает сразу две грубые ошибки. Во-первых, он обнаруживает, полное незнание или игнорирование вот этого принципа – равное отношение к зарубежным и отечественным производителям. Что это такое, на пальцах. Если импортируемый товар законно пересек границу страны, выполнены все абсолютно процедуры, уплачена импортная таможенная пошлина, все сборы платежи и так далее, то после этого отношение к данному ввезенному товару должно быть ровно таким же, как отношение к товару, произведенному на данной территории.
А вот у нас некоторые стремятся быть большими христианами чем Папа Римский, большими патриотами чем кто бы то ни было. И они вот приезжают, рвут рубаху на груди и говорят: «Что Вы там «ножки Буша»? Давайте нашу курицу!»
Второй серьезный просчет заключается в том, что этот человек, как бы, не хочет замечать принципа социальной справедливости. Почему наше правительство закупает окорочка, «ножки Буша» вот эти. Потому что наш бизнес, он пока еще не может заполнить нишу низкоценовую. Он заполняет высокоценовую категорию, среднеценовую категорию, а вот дешевый товар он предложить не может. В нашем обществе, так как и в большинстве других, не все являются богатыми. Есть богатые, есть средние, есть бедные. Так что лучше? Дать возможность бедному человеку, малосостоятельному купить хотя бы вот эти вот «ножки Буша», которые, кстати, прошли же всю проверку, это же пища, которая годна к употреблению, или у него не будет возможности ничего купить?»

Вот такие рассуждения.

Спросите себя, какую курицу купите Вы? Недорогую или дорогую? Как потребитель может проверить качество курицы? Давайте представим. На прилавке будут лежать два лотка: курица (США, без ГМО и т.д.) и курица (Россия, без ГМО и т.д.). Одна будет стоить 50 рублей, другая 60 рублей. Добавим сюда еще отсутствие информационной дискриминации производителя, как одно из условий ВТО. Что наша отечественная курица будет курицей «премиум класса»? Почему наша курица «премиум класса» не должна потерять покупателей? Почему «ножки Буша» в дальнейшей перспективе не смогут занять оба сегмента рынка? Курица (РФ) и курица (США) – взаимозаменяемые товары, если исключить информационную дискриминацию. Патриотизм сложно продать, прилепив его к курице! Да, будет незначительный процент «куриных патриотов». Но, для большинства важнее цена. И если она будет ниже, то покупать будут более дешевое. Чистый прагматизм.

Одну из недавних публичных дискуссий А.П.Портанского можно увидеть здесь. Не удивительно, что Алексея Павловича также охотно ждут на «Дожде» и «Эхе Москвы». Н.В.Стариков в 2010 году также писал об этом господине.

Теперь несколько выводов против вступления в ВТО, которые кажутся мне наиболее вескими:

1. Очевидно, что у нас еще нет большого спектра услуг и товаров, которые мы можем предложить на мировом рынке. Для группы товаров и услуг, которые наши производители и компании в состоянии предложить, мы всегда можем договориться в двустороннем режиме. Наша нефть и газ востребованы, продажи пшеницы тоже бьют рекорды, производство минеральных удобрений также на высоких позициях.

2. Условия предоставления кредитов зарубежным представителям и производителям в России чудовищно разняться. В США и Европе процентная ставка – 1,5 -3 %, в России – 10-15%. Все это сказывается на стоимости конечной продукции.

3. Считаю, что отсутствие отечественных производителей товаров первой необходимости (продукты, фармацевтика и т.п.) является угрозой национальной безопасности! Равно как и отсутствие собственного станко- , приборо- и машиностроения, которое, что самое важное и помимо всего, - является звеном в технологической цепи вплоть до космической отрасли и ВПК.

4. И наконец, стоит объективно признать нашу технологическую отсталость по сравнению с производственной базой ЕС и США. Результаты разрухи, пережитой нами в -90х, нивелировать за пару лет невозможно, придется попотеть . А продавать технологии нам, как известно, никто особо не спешит.

По какой-то причине сторонники ВТО забывают о том, что мы живем не в идеальном мире, где правит любовь и всеобщее взаимопонимание. И порой в условиях циничной реальности мы ставим себя в уязвимое положение. И, сколько бы нам не рассказывали, о вкусной и дешевой «печеньке», не стоит забывать, что прекратиться это может в один день. Хорошим примером может послужить Иран! Вот где сплошной гуманизм и «укрепление международной стабильности».
Кроме того, зачем нам в ввязываться в систему, котрая стремительно разрушается? Здесь я имею ввиду мировую финансовую систему. Зачем создавать новые взаимообязывающие связи с этой нестабильной системой?

Есть такое направление прикладной науки - риск менеджмент. Есть там такой метод – метод отказа. Применяют его тогда, когда выявленные риски кажутся чрезмерными. На мой взгляд, вступление в ВТО, при всех реально существующих плюсах (вкусных и дешевых йогуртах, красивых машинах), – чрезмерно рисковая авантюра.

Если кто-то желает более подробно изучить первоисточники о результатах присоединения, то вам сюда.

Если Вы убеждены в пагубности вступления в ВТО, то добро пожаловать на подготовку к референдуму.