БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ с распахнутой ДУШОЙ * Muzeum Rondizm TV *

На модерации Отложенный

 

обложка фильма

сразу смотреть на большом экране
или
 
аудио ссылка проверенная
на сайт автора
.
БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ 
С РАСПАХНУТОЙ ДУШОЙ
 
.
BChmielnicki (530x700, 436Kb)
 
 
Богдан Хмельницкий славный сукин сын 
и романтический смышленыш
он в юности увлекся              
       очарованно - Польшу полюбил
(возможно в Университет на лекции ходил)
и жизнь его безумный вихрь какой-то закрутил...
и бешено швырял - ну просто невозможно!
.
вот он взбирается на гору -
ступеньки стертые в Костел...
красивый благородный иезуит
чего-то мудро тонко говорит!
- но детского воображенья произвол
молчит в ответ совсем безмолвно...
.
обратно он спускается с горы
и щебет воробьев как детворы!
как заколдованная праздничная лава 
в душе вдруг пробуждает Православье
что слышал непонятливым еще дитем
- и согревает его солнечным лучом...
.
но в Польше строгие порядки
зачем? ну видимо не зря
и иногда приходится не сладко
- он вдруг теряет должность 
        войскового писаря!
(как будто изучал - риторику! 
               латынь! и польский он зазря!)
.
но чаша переполнилась терпенья!
когда похищена была 
          соседним паном у него жена
она была моложе... 
        и кажется в поляка влюблена
но все обставлено - как похищенье!
.
с тех пор с речами пламенными (!) 
он к казакам усатым обратился
народ воспламенел 
  - в сердцах вскипел и возмутился
к тому ж поляки храмы отобрали
все православные - и поступили странно:
евреям их в аренду хитроумную отдали ...
.
соединить супружество... 
   крестить ребенка ... мертвого отпеть!
- уже нельзя никак и никому бесплатно!
(вот так хотели в католичество
                           переманить всех славно)
и это надругательство над всем святым
     уже не мог никто терпеть!!!
 
.
вернул потом обратно он жену Гелену
но ревность ... или было что? 
да деньги слишком тратила его...
- пока он воевал ... - сын вздернул мачеху
"за прелюбодеяния с казначеем - за измену"
.
она ужасно миловидною была
- "с лица воду не пьют" однако поговорка
предупреждает нас ... - такие вот дела...
.
что было там внутри него
              - изящный нос... горящий глаз...
ухоженные черные и длинные усы
булава - словно ручка у двери во власть
и ... - господи помилуй нас в глубокой небеси!
.- 
но вот еще водоворот в судьбе...
(Хмельницкий бедный 
     - сколько ж суждено тебе!!!
Россия... Польша... Украина... Беларуссия..
скитаньям Гетману и войску Запорожскому
                между них - конца не видно!
сложился этот круг зачем-то   
                       не случайно очевидно...)
.  
но вот... но вот...
еще судьбы его красивый эпизод...
.
на родине Хмельницкий
                               возглавил войско казаков
и вот в степи... вдали ... 
                  несется вскачь преследуя татаров
под гиканье хохляцких вздыбленных усов
трава мелькает... выскакивает заяц из кустов
примета эта скверная совсем не даром:
- он у татар в плену! - обогащает 
                  свой список иностранных языков...
.  
и дальше битвы все - сраженье за сраженьем
с Поляками победоносно - но любя
он их не добивает каждый раз 
                        чтобы не погибли зря
он с казаками в Польшу бы войти хотел 
 (хоть пишет письма русскому царю он втихаря
что мыслит быть с хохлами всеми
                            Подданным России верным)
он бедный хочет быть - и там и там наверно?
.  
и это можно запросто понять
принять легко - совсем не удивиться
ведь Польша тоже как-то русскою была
                      и это надо знать!
 есть поговорка даже: "курица не птица
                        а Польша - нет не заграница..."
.  
одно печалило - не нравилось ему
 поляки каждый раз беря в свои объятья
ни охнуть ни вздохнуть уж не давали никому
вставали господами над бедными холопами
                                      - не как родные братья!
.  
в последней победоносной битве
                               именно случилось так
поляков армию разбил
        призвав в союзники крымских татар
но ночью тайный хитрый был базар
бочонки с златом-серебром татары 
               от Польши получили в дар
и улизнули все! и так?
Хмельницкий оказался 
                                    вновь простак...
.  
потом с татарами в союзе... а потом со шведами
хотел то в Польшу он войти...
а то стереть ее навечно в порошок!
- но наконец тут русский Царь Алексей Михайлович
       за Польшу заступился хорошо -
а то б исчезла за бессердечными
                                                врагов победами!
.
а в тот злосчастный раз
(после бочонков с златом серебром как раз
                        - татарам)
и договор вхожденья в Польшу
             опять уж был не выносимый!
в душе и в сердце не было и сил уж больше
Хмельницкий постарел...
                       состарился...
          от грусти непереносимой...
.  
но - слава богу! слава богу!
он вовремя нам шлет всегда подмогу!
.
и пред тем когда была
                  последняя проиграна им битва...
(поскольку больше никаких надежд не видно!)
он к русскому царю послал очередное и последнее  письмо
и Алексей Михайлович решает с Собором Земским:
.
в Россию - с войском Гетмана Хмельницкого
               и Запорожья - села города принять
под руку царскую - отныне вечно полагать
              своей землей с Россией заодно...
.   
какая странная судьба!
- какие струны грустные
               нам в сердце задевает...
Братья! Славяне! - вся борьба
       нелепа... не нужна...
хохлы - поляки - белорусы - русские...
     едины в мире навсегда!
- это не ум... - но память ... сердца... - знает!
.
.
-=-
.
БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ  с распахнутой ДУШОЙ
 * Muzeum Rondizm TV *
.
____________ смотреть на порталах __________
.
.
.
.
.
_______ смотреть в журнале на малом экране _______
.
 
 
.

BChmielnicki--письмо--2стр (471x700, 539Kb)


BChmielnicki-Земский-Собор-1-стран (467x700, 281Kb)
 
.
Википедия
8 июня 1648 года Богдан Хмельницкий пишет первое письмо царю Алексею Михайловичу, в котором он сообщает о победах над польским войском и желании запорожской сечи объединиться с Россией:
 
Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию.
 
Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули.
 
Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем.
 
[Тв]орець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривдубогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово своё святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.
 
А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.
 
Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги.
 
Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.
 
— Лист (письмо) Богдана Хмельницкого, посланный из Черкас царю Алексею Михайловичу 8 июня 1648 г.[5]
.
-=-
.
Решение Земского Собора
(Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости), украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков[6].
 
В итоге, на Земском Соборе было решено[7]:
 
А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
 
И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.
 
А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
 
И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.
 
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…
                      
.
-=-
.
последствия
По «мартовским статьям», Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти. Гетман сохранял свою административную власть и был зависим от царя. Из Москвы русское правительство прислало гетману булаву и другие знаки достоинства, а также печать с надписью: «Печать царского величества Малои Росии войска запорожского»[8]. Согласно «мартовским статьям», украинская казацкая старшина, шляхта и духовенство сохраняли право владения наследственными землями, а городское население — права самоуправления (Магдебургское право)[8].
 
 
Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины. Картина Алексея Кившенко. 1880. Центральный военно-морской музей.
Малороссы получили от Москвы все, что они просили[8][9]. Городам, хлопотавшим перед царем об оставлении за ними Магдебургского права, оно было предоставлено, духовенство, просившее о земельных пожалованиях и о сохранении за собою прежних владений и прав, получило их, остатки уцелевшей шляхты получили подтверждение своих старинных привилегий. Казачеству предоставлено было все, о чём оно «било челом». Реестр казачий сохранен и увеличен до небывалого числа — 60 000 человек, весь старый уряд сохранен полностью, оставлено право выбирать себе старшину и гетмана, кого захотят, только с последующим доведением до сведения Москвы. Разрешено было принимать и иностранные посольства.
 
В «мартовских статьях» подчёркивались права и привилегии гетмана, войскового писаря, полковников, судей, сотников, шляхты, казаков, зажиточных слоев городского населения. Все доходы с городов и сел Малороссии оставались в гетманской казне. Даже за короткое пребывание воевод в некоторых украинских городах правительство не поживилось ни одним рублем из местных сборов — все шло на военные нужды Малороссии[8]. Приходилось нередко посылать туда кое-что из московских сумм, потому что казачье начальство совершенно не заботилось о состоянии крепостей[8].
 
На территории освобождённой Украины в результате освободительной войны было полностью уничтожено господство польских панов и магнатов. В то же время на украинских землях, остававшихся под владычеством Польши, Молдавии и Венгрии, продолжал господствовать неограниченный произвол шляхты и польских магнатов, где барщина достигала 5−6 дней в неделю, крестьяне выполняли многочисленные натуральные и денежные повинности. Тяжёлый гнёт вызвал переселение на протяжении всей второй половины XVII в. десятков тысяч украинцев из Правобережья, Волыни и Галичины, на Левобережную Украину — в Харьков, Чугуев, Сумы, Мерефу, Лебедь, Ахтырку, Богодухов, Гайворон, Золочёв, Змиев и многие другие города и селения. Левобережная Украина и Слобожанщина за несколько десятилетий превратились в густозаселённый край, где украинские переселенцы совместно с русскими жителями распахивали степи, луга, развивали сельское хозяйство, занимались ремеслом, промыслами, успешно вели совместную борьбу против турок и татар[8]. На Левобережье быстро росла добыча железа, селитры, поташа, соли, развивалось ремесленное производство. За несколько десятилетий Харьков, Чугуев, Полтава, Киев, Переяслав, Нежин, Чернигов, Ромны стали крупными центрами ремесла и торговли. Украинские купцы вывозили в Россию поташ, селитру, кожи, лошадей, овец, шерсть, пеньку, табак, вино. Русские купцы привозили на Украину железные и деревянные изделия, выделанные кожи, меха, шубы, сёдла и предметы домашнего обихода. На Украине широко распространялась литература, издаваемая в Москве[8].
 
Согласие о принятии Украины в состав Русского царства было тяжёлым и мучительным решением Земского Собора 1653 года[10]. Все понимали, что принятие Украины «под высокую руку» русского государя означает войну с Речью Посполитой. На Соборе бояре, думные и служилые люди дали согласие «битися не щадя голов своих» с польским королём, торговые люди «ответили», что они будут воевать и обеспечат войну «вспоможением»[10]. Россия, не оправившаяся от последствий Смуты[10], вынуждена была вступить в 13-летнюю войну (1654—1667 гг.) с Речью Посполитой.
 
далее 13-ти летняя война...
иногда и конфликты в казаками
Бывали случаи, когда Москва сурово вычитывала казакам их измены; особенно сильную речь произнёс в 1668 г. на глуховской раде кн. Г. Г. Ромодановский. В ответ на просьбу старшины о выводе государевых ратных людей из малороссийских городов он прямо спросил: «Какую вы дадите поруку, что впредь измены никакой не будет?» Гетман и старшина на это промолчали. «И прежде были договоры, — сказал Ромодановский, — перед святым Евангелием душами своими их крепили и что ж? Соблюли их Ивашка Выговский, Юраська Хмельницкий, Ивашка Брюховецкий? Видя с вашей стороны такие измены, чему верить?…»[17]
.
-=-
.

 

 

BChmielnicki-Переяславская-Рада-1654 (700x516, 483Kb)

Переяславская рада. 1654

1-жена-Богд-Хм-Елена-Чаплинская (579x700, 456Kb)

Гелена

1-вьзд-Богд-Хм-в-Киев--1649 (700x357, 597Kb)

Богдан Хмельницкий въезжает в Киев