Господни офицеры. Зачем армии священники?

На модерации Отложенный

Президент России Д. Медведев поддержал предложение религиозных деятелей страны о введении института священнослужителей в армии и на флоте.

Разговоры о реформе Вооруженных Сил ведутся уже давно и будут вестись еще долго. Между тем жизнь в армии идет своим чередом. Части и подразделения решают учебные и боевые задачи. Когда надо и кому положено присваиваются очередные воинские звания. И мало кто заметил, что одна реформа в армии уже состоялась - в военных городках один за другим возводятся храмы, а бок о бок с бойцами отныне несут службу особы духовного звания. Корреспондентам П. Коробову и С. Петухову удалось пройтись по святым местам боевой славы. Их поводырем выступал полковой священник отец Михаил.

Десантный святополк

Посетить десантный полк в Сокольниках нам с фотокором разрешил лично командующий ВДВ. Впрочем документов на КПП у нас не спросили, потому что въехали на территорию части мы на машине священника отца Михаила Васильева.

Своих священников десантура за глаза называет "батьками", и это точно отражает характер их отношений. Когда отец Михаил зашел в штаб, чтобы переодеться, и вышел оттуда уже в рясе, ни один из сновавших по территории части штабных офицеров и не подумал подойти к батюшке под благословение.

Они здоровались с ним за руку и иногда даже обнимались, как обнимаются давно не видевшие друг друга приятели.

- Священник пока выступает в качестве гражданского вспомогательного персонала, - говорит отец Михаил. - Причем во всех известных мне случаях инициатива приглашения батюшки в часть принадлежала командованию части. Например, когда я пришел сюда восемь лет назад, командир полка уже вовсю строил храм.

Есть пророк в своем гарнизоне

Деревянная церковь Ильи-пророка, построенная усилиями командира десантного полка В. Колыгина, совсем маленькая и похожа на игрушечную. По словам отца Михаила, у командующего Ракетными войсками стратегического назначения, строившего примерно в то же время собственную церковь, возможностей было больше, поэтому и церковь Ильи Муромца в штабе РВСН в подмосковной Власихе вышла большой и каменной.

- Сейчас в армии примерно 600 только отдельно стоящих храмов прямо в воинских частях, куда солдат может зайти, не прося увольнения, - говорит отец Михаил. - Но если посчитать молельные комнаты, оборудованные в подсобных помещениях частей, получится гораздо больше. Например, в Чечне около 20 полевых часовен и один полевой храм - в Веденском районе. Этот полевой храм был перевезен туда из Приштины после эвакуации наших миротворцев.

А колокол из побывавшего в Косово храма отец Михаил повесил на крыльце полковой церкви ВДВ в Сокольниках. Этот черный чугунный колокол несколько непривычного вида -он подвешен не на ушке, а на блоке с четырьмя болтами - звонил в этом году лишь дважды: 8 января и в конце февраля (это полковые дни поминовения погибших в Грозном в 1995 году и во вторую чеченскую кампанию). Для бытовых нужд - крещения солдат, венчания офицеров полка и совершения других обрядов - церковь Ильи-пророка не используется, зато к услугам десантников в Москве есть храм Христа Спасителя.

- Все-таки главный храм страны. А ехать до него 20 минут на метро, и важно, что для наших солдат и офицеров там все бесплатно, - пояснил отец Михаил.

Праведным курсом идете, товарищи!

На данный момент наиболее прочно положение священников, не имеющих пока официального статуса в армии, в ракетных и воздушно-десантных войсках, а также на флоте. По отзыву отца Михаила, самых добрых слов заслуживает руководство ракетных войск: в РВСН уже 40 храмов - почти во всех полках и дивизиях. Твердо стоит на пути духовности ВМФ. Так, Илья-пророк. Покровитель ВДВ. верный флот плодотворно сотрудничает со Свято-Даниловым монастырем.

Неуклонно улучшают свои показатели в духовной подготовке также бойцы воздушно-десантных войск, чему по мере сил старается способствовать наш провожатый. Как истинный военнослужащий отец Михаил прояснил суть своей работы на конкретных примерах.

- Летел как-то я на прыжки с парашютом, - рассказал он. - Люк открылся, а я говорю солдатам, что, по данным Главного управления воспитательной работы, у нас в армии только 50 процентов верующих. Кто из вас, спрашиваю, в Бога не верит? Те хором отвечают "Да что вы, батюшка, все веруем!". Ну, тогда с Богом, говорю, православные. Все прыгнули, и никто не разбился.

Приведя несколько не менее убедительных примеров того, на какие чудеса способен Животворящий Крест, отец Михаил обратился к высшим сферам.

В целом высший генералитет - это люди, которые воспитывались в другой системе, в другом обществе. Но и они видят реальную пользу того, чем занимаются священники в войсках. Например, их работа по предупреждению суицида.

Мы обратили внимание отца Михаила на то, что у идеи внедрения церкви в армию есть серьезные противники. Суть аргументов такова: это было бы несправедливо по отношению к другим конфессиям, да и вообще - церковь у нас отделена от государства.

Между тем отец Михаил не видит здесь никаких принципиальных трудностей. Да, церковь отделена от государства, но ведь у всех граждан России, в том числе и военных, имеется конституционное право на свободу вероисповедания. Сейчас, говорит отец Михаил, многие военные училища закрываются, и одно из них вполне могло бы быть использовано для подготовки военных священников.

Кстати, по словам нашего собеседника, едва ли не первые, кому требуется сейчас помощь священников, -это заместители командиров по воспитательной работе:

- Они ведь продохнуть не могут от заполнения разных форм отчетности и разбора конфликтов между солдатами, офицерами.

А батюшка, он с Божьей помощью и боевой дух, где надо, поднимет, а где надо, утихомирит мятежные души.

- А как же все-таки быть с приверженцами других конфессий? Вот мусульманам,
например, что делать, к кому идти? - спросили мы отца Михаила.

- В части примерно пять процентов мусульман, и я сам прошу командование отпускать их в увольнение на мусульманские праздники. Но дело в том, что осознанных мусульман мало. И выясняется это просто -когда они закуривают или выпивают. Или Пасху с нами празднуют! Ведь вы же понимаете, что такое для солдата, когда ему дают блины или конфету!

Чего тебе надобно, отче?

Священник Михаил Васильев принадлежит к так называемому белому духовенству, то есть у него есть матушка (в смысле жена) и дети. Ему 29 лет. Он окончил философский факультет МГУ по кафедре научного атеизма, получил благословение своего духовника и в 1998 году стал священником. В настоящее время помимо службы в храмах Ильи-пророка (ВДВ) и Ильи Муромца (РВСН) он заведует сектором ВДВ и РВСН в синодальном отделе Московской патриархии.

Дел у полкового "батька" много. В тот день, когда мы были в десантном полку, отец Михаил должен был утрясать вопросы, связанные с перенесением частицы мощей преподобного Серафима Саровского в храм Ильи Муромца на Власихе, затем ехать в Министерство обороны договариваться насчет окормления (духовного обслуживания) учебного центра десантных войск в Омске. А на следующий день он улетал на учения ВДВ.

- Прыгнуть мне там не придется, -сетовал отец Михаил. - Учения, говорят мне, показательные, прыгать там будут плотным потоком - не дай Бог, батюшка, с вами что-нибудь стрясется. Потом, дескать, прыгнете отдельно.

На прощание отец Михаил отвел нас к полковому мемориалу погибших десантников.

- Вот Саша Лайс, - показал он на портрет на черной мраморной плите. -Он заслонил собой командира от чеченской пули и погиб. По церковным канонам он может стать святым, и я уверен, что рано или поздно его канонизируют.

Сзади послышался громкий топот - по дорожке бежал взвод солдат.

- Им предстоит, возможно, еще не одна командировка в "горячие точки". Они на выносливость тренируются, - пояснил отец Михаил.

Отдел боевого крестного знамения

Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями создан решением Священного синода от 18 июля 1995 года. В число основных направлений его работы входит оказание практической и методической помощи командованию и воспитательным отделам войск в исследовании религиозной ситуации в воинских коллективах, а также забота о пастырском окормлении православных военнослужащих как в местах их постоянной дислокации, так и в районах выполнения служебно-боевых задач.



Глава отдела - протоиерей Димитрий Смирнов. У него два заместителя - иеромонах Савва (Молчанов) и генерал-майор Анатолий Шаталов. Шаталов по-военному четко представляет себе, какими в идеале должны быть отношения армии и церкви. Он уверен, что полковые священники, когда они появятся в Российской армии, должны иметь военную подготовку на уровне даже не лейтенанта, а по меньшей мере капитана, и готовить их надо на специальном факультете семинарий. То, что российские капелланы должны быть православными, генералу представляется само собой разумеющимся: "Вопреки расхожему мнению о многоконфессиональности России у нас намного больше половины населения православные, а это значит, что страна у нас по международным нормам должна считаться моноконфессиональной".

Флотские утехи

Кроме небесного покровителя Андрея Первозванного у двух главных стратегических флотов России есть вполне земные покровители, причем весьма высокого церковного ранга. Главный в стране мужской монастырь - Свято-Данилов - шефствует над Северным флотом. Как рассказал наместник монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), им в 1997 году по благословению патриарха была освящена подводная лодка Б-414 7-й дивизии АПЛ Северного флота, которой было дано имя "Дмитрий Донской".

- С этого времени братия монастыря участвует в проводах призывников на Северный флот, а в дни церковных праздников и памятных флотских дат вылетает на Северный флот в Видяево для совершения богослужений, молебнов, обрядов крещения и исповеди моряков и их родственников.

Транспортные расходы на себя берет префектура Южного округа Москвы, а размещение братии происходит за счет флота, -говорит архимандрит Алексий. - В 1999 году силами монастыря в штабе 7-й дивизии оборудован домовый храм в честь Святителя Николая, а сейчас построен храм в гарнизоне и поселке.
Над Тихоокеанским флотом шефствует епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов). Епископ Игнатий - кавалер нагрудного знака "За дальний поход", чем чрезвычайно гордится.

- В августе - сентябре 1998 года я совершил переход на подлодке под командованием капитана 1 ранга Евгения Яркина из Баренцева моря на Камчатку, - рассказал владыка Игнатий. - Жил я в каюте "замполита" и наряду со всеми нес вахту. За время похода крестил восемь моряков.

А как в других армиях?

Службы военных капелланов существуют в большинстве стран мира даже там, где конституция провозглашает разделение церкви и государства. Различия состоят лишь в официальном статусе военных священников и широте представляемых военными капелланами конфессий.

Германия.

Военно-церковная служба ВЦС бундесвера создана в 1957 году. Финансируется она из государственного бюджета, находится в административном подчинении министерства обороны. Тем не менее военные священники в Германии не являются военнослужащими и не имеют воинских званий. В штат военно-церковной службы входят только католические и евангелические лютеранские священники. Никаких других конфессий в ВЦС не представлено.

США

В США где служба военных капелланов (СВК) создана еще в 1775 году, ситуация совершенно иная. Военные священники считаются военнослужащими, имеют офицерские воинские звания и находятся в подчинении заместителя министра обороны по кадрам. До середины XIX века СВК состояла исключительно из протестантских священников, позже на службу были допущены и католики. В настоящее время в СВК служат около 2500 капелланов, представляющих 120 конфессий. Конституция США гарантирует свободу вероисповедания, которой в полной мере пользуются и военнослужащие, и СВК обязана всячески способствовать реализации этого права, соблюдая принцип равенства верований. Теоретически в службу военных капелланов могут быть приняты не только представители основных конфессий, но и вообще всех групп, официально зарегистрированных в качестве религиозных организаций: например, американский совет ведьм, церковь сатаны или сайентологическая церковь. В соответствии с законом о СВК военный капеллан обязан помогать не только представителям своей конфессии, но и вообще всем военнослужащим, находящимся в воинском подразделении, к которому он прикомандирован. То есть капеллан-мусульманин, если к нему обратятся христианин или иудей, обязан совершить обряд лично либо найти человека, который такой обряд совершит.

Израиль.

Военный раввинат создан в Израиле в 1948 году вместе с образованием армии обороны Израиля (АОИ) по предложению основателя Израиля Давида бен Гуриона. Организационно военный раввинат не подчиняется гражданскому главному раввинату Израиля и входит в структуру генерального штаба АОИ. Военные раввины проходят обычную военную подготовку и получают офицерское звание. Одной из основных задач военных раввинов в период боевых действий является опознание и поиск тел убитых: согласно иудейской традиции, убитого полагается хоронить целиком, собрав все части тела.
Раввины не предоставляют религиозных услуг солдатам других религий, хотя в АОИ служат и христиане, и друзы, и мусульмане, но раввины помогают им в соблюдении их религиозных правил. На принятии присяги присутствующий раввин дает солдатам-христианам Новый Завет, а не Ветхий. Солдаты других религий не ограничиваются в своих правах, а все вопросы они решают с непосредственным командиром.

Индия.

Служба религиозных наставников существует в вооруженных силах Индии и действует по американскому образцу. Религиозные наставники являются военнослужащими, носят офицерские звания. Правда, допускаются на службу представители только пяти вероисповеданий - индуисты, мусульмане, сикхи, буддисты и христиане.

Стран, в которых священники не имеют официального статуса в вооруженных силах, не так много. В Японии, например, это связано с тем, что конституция страны не только провозглашает разделение церкви и государства, но и запрещает поддержку государством любой религиозной деятельности или обучения в государственных структурах. На Украине, где идея организации корпуса военных священников рассматривалась еще в 1993 году, министерство обороны посчитало такой шаг преждевременным и даже вредным: по мнению военных властей, было бы неправильным переносить и в армию конфликт между тремя основными христианскими церквями. Тем не менее государство поддерживает инициативы по установлению прямых связей церквей с различными воинскими подразделениями или родами войск.

Зачем армии священники?

Георгий Шпак, генерал-полковник в отставке:

- В царской армии при наличии мусульман, иудеев и буддистов в частях основную роль играли православные священники. Не так давно был проведен сбор священников в ВДВ, и на нем все высказались за их присутствие в армии. В ВДВ есть официально зарегистрированный священник -отец Михаил. Он работает уже много лет и за это время неоднократно совершал прыжки с парашютом, бывал в "горячих точках" - в Чечне и Югославии. Для военных он стал авторитетом. В армии должны быть люди, которые будут помогать солдату в трудную минуту укреплять моральный дух.

Игорь Морозов, депутат Госдумы, полковник запаса:

- Священники необходимы. Ценности, присущие социальному государству, претерпели значительные изменения, мы потеряли национальную идею. В частях сейчас восстанавливают маленькие часовенки, это дает возможность остаться наедине с собой - для военных это особенно важно. Новобранцы воспринимают священников как данность и возможность излить душу..

Необходимое послесловие

Пока готовился материал к печати, Президент России Д. Медведев поддержал предложение религиозных деятелей страны о введении института священнослужителей в армии и на флоте. Министр обороны РФ А. Сердюков сообщил, что институт воинских и флотских священников будет вводиться в три этапа.

Первые 12 священников уже назначены на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. После пятидневного сбора, прошедшего в Ростовском-на-Дону гарнизоне, батюшки появились в воинских соединениях, дислоцирующихся за пределами России (Абхазия и Южная Осетия) и соединениях СКВО.