По Саакашвили, из-за России США выбрали не того президента

На модерации Отложенный

В Грузии чествуют вашингтонского лузера - сенатора Маккейна. Новому «герою» вручили трофейный пистолет

Приезда сенатора-республиканца, экс-кандидата в президенты США Джона Маккейна в Грузии ожидали с повышенным настроем. Оппозиция надеялась через него довести до президента Михаила Саакашвили какие-то идеи и пожелания. Ее лидеры так и говорили, что Маккейн - возможно, единственный человек в мире, который способен как-то повлиять на Саакашвили, чтобы... Тут идет длинный перечень того, что, по мнению президентских оппонентов, следует сделать властям, чтобы Грузия не скатилась к окончательной автократии, а, наоборот, вернулась к демократии, восстановила имидж на мировой арене, и всем этим получила возможность восстановить территориальную целостность мирным путем.

У властей были свои ожидания визита Маккейна. Они заметно истосковались по приему вип-персон. Последним, кто посетил страну, был вице-президент США Джо Байден. Произошло это летом прошлого года. Но тот визит совпал с пиком активности оппозиции, проводившей многотысячные митинги, требуя отставки Саакашвили. Получалось, что Байден прибыл не только и, возможно, не столько к грузинским властям, а для того, чтобы не дать ситуации выйти за рамки. В целом так оно и вышло. Закончился визит курьезным заявлением Байдена, что «президента должно уважать, будь он хоть Микки Маусом».

В общем, какой-то не очень пафосный вышел визит. После же Байдена «суперполитики» в Грузию вовсе не наведывались. И вот теперь пожаловал Маккейн, пусть и проигравший президентскую схватку Бараку Обаме.

Впрочем, в день визита Маккейна Тбилиси нашел свое толкование той досадной неудачи. По словам Саакашвили, одной из причин триумфа Барака Обамы над Джоном Маккейном могло стать то, что в разгар президентской кампании в августе 2008 года, кандидат от республиканцев вынужден был отвлечься на «российскую агрессию против Грузии». Присваивая Маккейну звание «Национального героя Грузии», Саакашвили подчеркнул, что «настоящие друзья познаются в беде, а сенатор является настоящим другом и героем».

«Он был первым, кто поддержал нас во время российской агрессии и в течение многих дней посредством СМИ защищал Грузию и нас от агрессоров.

Своей активностью Маккейн, забыв о предвыборной кампании, остановил тысячи российских танков, двигавшихся на Тбилиси, был до конца с нами, а не сбежал в кусты, как это сделали многие наши союзники, клявшиеся нам до августа в верности. А его супруга в те дни и вовсе приехала в Грузию и помогала конкретным делом. Вся жизнь сенатора Маккейна - героизм. Героизм не только для США, но и для Грузии», - заявил Саакашвили.

Кульминацией же действа стало вручение президентом Маккейну пистолета. Подарок, от которого сенатор несколько даже растерялся, оказался необычным вдвойне. Саакашвили рассказал, что «пистолет был отнят во Вьетнаме русским генералом у попавшего в плен американского пилота». В августе же 2008 года, т.е. когда шла война в Южной Осетии, русский генерал продал это оружие некоему грузинскому бизнесмену, имени которого Саакашвили не назвал. «Я не знаю, чей это пистолет, но я хочу вернуть его Америке, которая является настоящим нашим другом», - заявил он.

О том, что отношение к вьетнамской войне в самой Америке отнюдь не однозначное, и что подарок вышел с «двойным дном», принимающая сторона не учла. Тем более, что сенатор разразился ответной речью, в которой тоже превалировали определения «героизм», «российская агрессия», «демократические ценности», «свобода» и т.д.

Вероятно, менее приятной для Маккейна стала встреча с лидерами оппозиции. Которые, наверняка, не скупились на «эпитеты» в адрес его «личного друга Саакашвили» и на разоблачения «недемократичного режима», поддерживаемого Вашингтоном по причине недостаточной информированности. После переговоров с оппозиционерами, Маккейн не стал делать комментариев. Зато экс-кандидат в президенты Леван Гачечиладзе шутливо заметил: «Надеюсь, хоть Маккейну удастся объяснить своему другу Саакашвили то, что мы не можем ему объяснить последние годы».

Удалось и пытался ли вообще это сделать сенатор - осталось неизвестным. В понедельник вечером он собирался покинуть Грузию, оставив разочарованной ту часть местного экспертного сообщества, которая не сомневалась в том, что «Маккейн обязательно сделает ряд важных официальных заявлений по России».