Политика "Газпрома" против национальных интересов

На модерации Отложенный

20-го февраля цены на нефть на Нью-Йоркской бирже достигли рекордного уровня за последние девять месяцев. Фьючерсные контракты на поставки «черного золота» на электронных торгах товарной биржи Нью-Йорка заключались по цене 105.44 доллара за баррель, что на 2.1% выше предыдущего показателя.

По мнению аналитиков, рост цен на нефть связан с тем, что за два дня до этого Иран отказался от ее поставок британским и французским компаниям. Рост цены на нефть, в свою очередь, скоро поднимет цену на экспортный газпромовский газ, потому что формула цены на газ привязана к нефти. Но эксперты опасаются, что подорожание топлива не даст нужного для России эффекта...

Получается интересная арифметика. Как и в 2011 году, во время «Арабской весны», сокращение европейских поставок по газопроводу «Зелёный поток» из Северной Африки привело к росту доли газпромовского газа на европейском рынке до 23% в 2010 году, до 27% - в 2011-ом, и до 33% - в феврале 2012 года. Это многомиллионный дополнительный доход для нашей казны. Следовательно, если кого-то не устраивает скорейшее урегулирование иранского ядерного кризиса, то в первую очередь - России.

Однако эксперты считают, что 33% являются той предельной долей, выше которой «Газпром» уже не прыгнет. Предположительно, этот показатель сохранится до 2017 года, т.е. до начала добычи на новом Штокмановском месторождении в Баренцевом море. Понятно, что начиная с 2006-2009гг, когда цены на нефть (которые напрямую влияют на цены газа) были более-менее стабильными и намного ниже нынешних. Сбои в газоснабжении Европы со стороны «Газпрома» происходили постоянно и фискальные аппетиты Москвы здесь не причем.

В нынешнем году, официальная реакция самого же «Газпрома» на недопоставки в Европу, как и в 2006 и 2009 годах, была довольно противоречива. И в феврале с.г., как и раньше, на фоне взаимных упреков Киева и Москвы, из «Газпрома» посылались взаимоисключающие, хаотичные сигналы от категорического отрицания уменьшения газоснабжения и обвинения Украины в неофициальном отборе транзитного газа, до обвинения европейцев в чрезмерно большом потреблении топлива.
 
Так, шеф «Газпром Экспорта» Александр Медведев выразил недоумение по поводу сообщений о значительных сокращениях поставок газа в Европу. «В условиях суровой зимы в России и Европе, наша компания максимально нарастила поставки газа не только в европейские страны, но и в страны СНГ - в частности, в Белоруссию и на Украину, и одновременно увеличила забор «голубого топлива» из подземных хранилищ... Кроме того, сидя на транзитных трубах, Украина отбирает сейчас газ на уровне годового объема в 60 млрд. кубометров, что значительно больше контрактных объемов", - сказал глава «Газпром экспорта». Со слов А. Медведева можно сделать вывод, что потребление Украиной импортного газа сейчас может составлять 160 млн. кубометров в сутки. Однако по статистике 31 января 2012 года Украина забрала всего лишь 118.7 млн. кубометров российского газа.
 
Противоположенное утверждал другой зампред правления «Газпрома» Александр Круглов,  заявив, что даже в условиях высоких цен на газ, компания не сможет поставить европейцам запрашиваемые ими дополнительные объемы газа. Он отметил, что «по дальнему зарубежью» заявки выполняются в соответствии с контрактом. По мнению руководителя отдела компании «Универ» Дмитрия Александрова, концерну предстоит объясниться со своими западными контрагентами. «Газ «уходит» где-то на границе Польши и Украины, – отметил он.

– Но этот факт ничего принципиально не меняет, поскольку «Газпром» отвечает за поставки своим европейским потребителям». Да и сам российский монополист ранее признавал, что  ограничивал поставки топлива в Европу, так как концерн был намерен сосредоточиться на покрытии спроса российских потребителей в морозы.

Таким образом, нынешняя морозная зима показала уязвимость ситуации в нашем «национальном достоянии» – «Газпроме». В российской монополии, как и раньше (во время кризисов 2006 и 2009 годов), в погоне за прибылью стараются обвинить Украину в «лишнем потреблении газа», чем отталкивают Киев от славянского мира прямо «в объятия» Запада.

В итоге подобной недальновидной политики России, Украина уже в январе с.г. заявила, что намерена значительно увеличить объемы собственной добычи газа.
Существующие проблемы с поставкой российского газа в Европу еще раз подорвали репутацию «Газпрома», как надежного поставщика. Однако, менеджмент компании и российское правительство пытаются оправдать свой промах, обвинив Украину и ЕС. Владимир Путин, например, видит существующие проблемы европейских потребителей в неимении прямых связей, минуя Украину, с помощью  газопровода «Южный Поток». Со своей стороны, руководитель компании Алексей Миллер заявил, что если проблема «третьего энергетического пакета» ЕС (который, по его мнению, необходим для работы «Газпрома» в Европе) не будет решена, тогда Россия не сможет удовлетворить спрос Европы на газ.

Значит, проблемы газового монополиста заключаются не только в неэффективном менеджменте и неумении быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру. Всё намного сложнее. Дело в том, что для быстрого увеличения поставок газа из Западной Сибири в европейскую часть России необходимы подземные газохранилища, от строительства которых «Газпром» отказался. Строительство газохранилищ в Западной Сибири планировалось ещё в 2005-2010гг, но «Газпром» предпочёл перенаправить средства на «Северный Поток», а заодно запланировать «Южный». Вторая очередь «Северного Потока», любимого проекта Путина (видимо из-за отмывания крупных «финансовых осколков» в виде «откатов»), заработает весной. Видимо, на этом всё и закончится, так как, судя по негативной реакции европейских партнеров России,  рассматривать предложения о строительстве третьей и четвертой веток проекта никто не будет.

В итоге, Россия лишилась того потенциального валютного дохода, который могла получить в условиях возрастающего спроса на газ, поставив его в Европу через Украину. А также, и это самое главное, лоббирование со стороны В. Путина строительства «Северного» и будущего "Южного потоков" в обход Украины, ещё больше ухудшают отношения с братской славянской страной. Получается, что наши обещания, щедро раздаваемые для предвыборной поддержки Януковича, оборачиваем против него же. Видимо, Москва в Киеве еще раз наступит на те же грабли, что и в Грузии. Как известно, Грузия почти 100% энергоносителей получала из России, а с 2007 года диверсифицировала импорт и сейчас сама экспортирует электроэнергию, в т.ч. и в Россию.

Интересно, кто в нашей стране вырабатывает национальную внешнюю политику, соответствующие государственные органы или «Газпром»? Раньше была надежда, что после ухода оранжевых (Кремль же винил во всех бедах Ющенко?) в отношениях с Украиной начнутся потепления, но ничего не изменилось – «Газпром» всё дальше и дальше отталкивает Киева от нас.