Соотечественников выжить: мигрантов - завезти

На модерации Отложенный

Именно такой в реальности, а не на словах, оказывается миграционная политика наших властей.

Этому 14-летнему мальчику, родившемуся в семье Н. из Санкт-Петербурга, не повезло. Нет, не с родителями, которые его нежно любили и любят, а… с местом рождения. Точнее, с нашими чиновниками и законами.

Обстоятельства сложились так, сообщают об этом случае «Московские новости», что в 1990-е гг. папа и мама мальчика (отметим: оба – граждане России, которые никогда не меняли своего гражданства) выехали на работу в Узбекистан. Там у них и родился сын. Потом семья Н. вернулась домой, в Петербург, мальчик подрос, пошел в школу. И тут выяснилось, что он – никакой не гражданин России, а вообще ничей подданный. В результате у ребенка нет документов, его отказываются обслуживать в поликлинике, библиотеке, он не может в каникулы выехать с классом на экскурсии. А через год его даже не допустят к сдаче ЕГЭ, т. е. лишат возможности получить нормальное образование. А о том, какие мытарства ему предстоят далее, лучше даже не думать.

Родители мальчика уже устали обивать пороги местного отделения Федеральной миграционной службы РФ, где им твердят о том, что их сын не имеет права на российское гражданство, т. к. рожден за пределами страны. При этом, правда, у мальчика имеется российский загранпаспорт, который был выдан чиновниками все той же ФМС, но вот внутренний документ, удостоверяющий личность, ему, дескать, не положен. Оказывается, родителям надо было оформить сыну гражданство сразу после рождения – еще в Узбекистане (но разве они знали об этом?), а сделать это сейчас в России уже нельзя. Вот такие у нас законы. И такие у нас чиновники, которые эти законы сочиняют и отправляют на утверждение Госдуме. А та их штампует и штампует…

В итоге первозданно полноправный гражданин России росчерком пера чинуш лишается коренных прав. И никакие апелляции к питерскому уполномоченному по правам человека (чем сейчас занимаются родители мальчика) не помогают. Дескать, закон есть закон.

И этот случай отнюдь не единичен. Какими-то неполноценными гражданами считаются вообще все русские, бежавшие в Россию из ближнего зарубежья во время первой волны репатриации начала 90-х. Они уже давно здесь осели, даже обзавелись официальными российскими паспортами (т. е. паспортные службы признали их гражданами России), но не тут-то было: та же ФМС не дремлет. Как сообщил изданию бывший замдиректора Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин, возглавляющий ныне Фонд «Миграция XXI век», за последние годы паспорта 65 000 лиц, приехавших в Россию сразу после распада СССР, были признаны недействительными. Основанием для их аннулирования мог, например, послужить тот факт, что паспорт выдавался на основании справок, полученных в российских консульствах в государствах бывшего Союза.

Представьте только: 65 000 человек, считающих Россию своей исторической родиной и потому решивших после развала СССР сюда вернуться, «родина-мать» – в лице наших чиновников и законодателей – попросту отвергла. А у многих из этих 65 000 есть дети, возможно, даже старики-родители, о которых надо заботиться.

Сколько поломанных судеб! И кому отказывает в праве на российское гражданство наш чиновничье-законодательный аппарат?! Людям, для которых Россия действительно является Родиной, которые любят нашу страну, связали с ней судьбу, которые ничем не отличаются от самых что ни на есть добропорядочных граждан РФ. Кроме разве лишь того «изъяна», который нашла в них ФМС.

А ведь на словах наши чиновники неустанно пекутся о наших соотечественниках – даже госпрограмму их переселения в Россию написали и утвердили в 2006 году. Летом этого года, кстати, программа «отмечала» свое пятилетие, что дало основание подвести итоги ее реализации.

Напомним, когда программа еще только стартовала, руководящие чины ФМС не скупились на оптимистичные прогнозы. Так, в 2007 году они планировали переселить в Россию до 50 000 соотечественников, в 2008 году – уже 100 000, а в 2009 году – целых 150 000. Раздавались и еще более оптимистические оценки. «А если говорить о перспективе 2012 года, – заявлял глава Минрегиона, – то мы к тому времени рассчитываем принять 683 000 человек».

2012 год, можно считать, уже наступил. И каковы же итоги? А вот какие: по состоянию на лето этого года в Россию в рамках программы переехало всего около 38 000 соотечественников. Сравните 683 000, которые фигурировали в планах, и 38 000 в реальности. В 18 раз меньше, чем планировалось! Полный провал!

Что же происходит? С одной стороны, чиновники (и законодатели тоже) срывают выполнение важнейшей госпрограммы, призванной помочь решению острейшего демографического кризиса, который испытывает Россия. А с другой стороны, эти же чиновники лишают 65 000 наших соотечественников, уже перебравшихся на Родину без всякой помощи государства, российского гражданства, которое те уже успели получить.

Сопоставление этих двух слагаемых «заботы» российских властей о наших соотечественниках позволяет сделать лишь один вывод: по мнению чиновников, никакие родственные нам кровью, культурой и духом люди России не нужны. А кто же тогда нужен? «Мигранты – вот кто!» – отвечают наши чиновники, не произнося, впрочем, этих слов вслух. Не соотечественники, неотличимые от всех нас по культуре, обычаям и образу жизни, а гастарбайтеры из Средней Азии, которые и языка-то русского толком не знают.

«Неправда, – возразят чины той же ФМС. – Мы к такому никогда не призывали». И формально будут правы: прямым текстом такое никто из чинов ФМС никогда не произносил. Но если отбросить слова (а слова руководства той же ФМС, как мы заметили по прогнозам относительно госпрограммы переселения, ничего, в сущности, не стоят), то остаются факты.

А факты эти таковы (и это признает само руководство ФМС): в России постоянно находятся несколько миллионов трудовых мигрантов. В то же время, на фоне этих миллионов, наши власти переселили в Россию лишь около 38 000 соотечественников из обещанных сотен тысяч. И к тому же фактически выживают с исторической родины, изымая у них паспорта, 65 000 соотечественников первой (1990-х гг.) волны переселения.

Факты бывают красноречивее любых слов.