История и приоритет
На модерации
Отложенный
История и приоритет
Приоритет - дело тонкое. Даже приоритет первооткрывателей, ученых, писателей (казалось бы, вполне однозначный) - и тот нередко оспаривается. К изобретателям судьба и вовсе несправедлива: лавры обычно достаются тому, кто создал практически применимую и коммерчески успешную конструкцию, а вовсе не тому, кто первым высказал идею или создал неуклюжую модель. Кроме того, изобретать нужно вовремя, когда назрела потребность - преждевременные изобретения современники оценить не в состоянии. Вспомните парашют и вертолет Леонардо да-Винчи.
Кстати говоря, изобретатель-лауреат редко создает всю конструкцию «с абсолютного нуля» - гораздо чаще он соединяет воедино созданное его предшественниками, и наносит «последний штрих». Примеров тому - масса, но я остановлюсь на трёх, связанных с приоритетом России.
Это только присказка, сказка - впереди.
Телеграф
Первый электрический телеграф был создан в России в 1832 году Павлом Львовичем Шиллингом. Первая в мире линия связи (подземная к тому же) была проложена в Петербурге между Зимним дворцом и Министерством путей сообщения. Следующая линия (уже воздушная) связала Петербург с Кронштадтом. У прекрасно работавшей системы было два существенных недостатка: отсутствие записи (телеграфист расшифровывал сигналы, глядя на положение шести дисков-указателей, то есть аппарат работал в параллельном коде) и сложные и дорогие линии связи (8 проводов, следствие параллельного кода). Увидеть аппарат Шиллинга можно в Политехническом музее в Москве.
Однако создателем электрического телеграфа считается Самюэль Морзе. Почему? Именно он устранил недостатки системы Шиллинга и сделал телеграф недорогим и удобным средством связи (запатентован в 1841 году). Причем главное его изобретение - вовсе не записывающий телеграфный аппарат (хотя он и пользовался идеями своих предшественников, в том числе и Шиллинга), а телеграфный код - код Морзе. Отличающиеся по длительности посылки («точка» и «тире») позволили передавать сигналы последовательным кодом всего по двум проводам (в результате удешевляется линия связи). Второе важное нововведение - код Морзе неравномерный: самые короткие кодовые комбинации в нём соответствуют наиболее употребительным в английском языке буквам, это сокращает время передачи. Для решения этой задачи впервые использовался научный подход: помощники Морзе собрали статистику по немалому количеству разнообразных текстов. Поэтому Морзе можно считать первым апостолом информатики.
Самолёт
С точки зрения исторической справедливости надо бы считать создателем самолета Александра Фёдоровича Можайского. Его попытка создать летательный аппарат тяжелее воздуха безоговорочно была первой - тому есть свидетельства современников, архивные документы, переписка с военным ведомством. Наконец, сохранились даже чертежи. Можайский проделал громадную работу - первым в мире исследовал воздушные винты, основательно рассчитал и спроектировал все узлы своего самолёта. Но самостоятельно взлететь ему было не суждено - в лучшем случае он мог лишь лететь по горизонтали. Сегодня это докажет любой студент авиационного ВУЗа: мощность паровых машин (30 л.с.) не соответствовала массе конструкции (около тонны) и несовершенной аэродинамике. Для разбега на взлёте была построена наклонная дорожка, и летом 1882 года состоялся единственный полет. Никаких данных о нем не сохранилось - испытания проводились в обстановке глубокой секретности, известно лишь, что аппарат «пролетел некоторое расстояние по прямой» и был повреждён при посадке. Можно долго спорить, сколько аппарат пролетел, отрывался ли от земли вообще, и мог ли держаться в воздухе, не имея органов управления по крену (элеронов), но факт остается фактом: попытка полёта аппарата тяжелее воздуха с механическим двигателем была первой в мире.
Однако изобретателями самолёта весь мир считает братьев Райт. Почему? Ответ простой: они первыми создали летающий самолёт (1903 г.). Пусть ненадёжный, смертельно опасный (на нем покалечились или погибли многие авиаторы), но - летающий. Никому не пришло в голову называть изобретателем профессора Лэнгли, за несколько лет до этого события экспериментировавшего с беспилотными аппаратами (размерами почти не уступавшими биплану Райтов), или авиаконструктора Адера, пилотируемый аппарат которого с паровым двигателем пролетел 50 метров в 1890 году, за 13 лет до полёта Райта. Однако братья продемонстрировали не только отрыв от земли и полёт по прямой - но управляемый полёт, в том числе и по замкнутой кривой - то есть доказали возможность практического применения нового изобретения.
Радио
Это и вовсе детективная история, хотя и хрестоматийная. Кто первый: Попов или Маркони? Патриот или бизнесмен - кто более матери-истории ценен? Александр Степанович Попов высказывал идею беспроводной телеграфии в 1995 году, сетуя при этом на отсутствие мощного передатчика. Гульельмо Маркони передал первую радиограмму в 1896 году, при этом его приёмник изрядно напоминал приёмник Попова, который, в свою очередь, был усовершенствованным приёмником Лоджа... В 1897 году Попов повторил опыты Маркони, который в своих опытах использовал приёмник Попова, который... короче, дом, который построил Джек... До поры до времени вопрос о приоритете не возникал - сам Попов стал настаивать на нём лишь с 1897 года, когда узнал о результатах Маркони и воспроизвёл их. С другой стороны, сам Маркони впоследствии признавал приоритет Попова. Но именно впоследствии.
Свои работы и Попов, и Маркони вели практически параллельно - более того, и тот, и другой ничего не создали «на ровном месте». Все составные части аппаратов Попова и Маркони были созданы не ими - вибратор Герца, когерер Бранли, антенна Тесла.
Правда, Попов улучшил приёмник Лоджа, автоматизировав работу когерера (1895 г.), но дальнейшие исследования в этой области и вовсе вели помощники Попова (например, приём на наушники открыли Рыбкин и Троицкий). А Маркони улучшил приёмник Попова, использовав вакуумный когерер. То есть каждый внёс свою лепту.
Собственно говоря, а какая разница, кто именно «отец» радио, претендентов уже более чем достаточно? Разница в подходе. Все предшественники Попова и Маркони рассматривали «волны Герца» преимущественно с позиций «чистой науки». Попов и Маркони нашли им практическое применение. Но опять - по разному.
Первым результатом Попова был грозоотметчик - прибор, регистрирующий приближение грозы (1895 г). Его практическая ценность была огромной - в то время воздушные линии связи (да и линии электропередач тоже) во время грозы приходилось отключать и заземлять, и грозоотметчик своевременно предупреждал линейных мастеров. Было изготовлено большое количество приборов, некоторые из них исправно действовали несколько десятилетий - пока не отпала необходимость (собственно, там и ломаться-то нечему, сделано на века).
Маркони же с самого начала нацелился на коммерческое применение «волн Герца», поэтому не отвлекался от радиотелеграфии на другие задачи, и уже в 1901 году осуществил трансатлантическую передачу. Попов в это время занимался организацией радиосвязи на кораблях Балтийского флота. Почувствуйте разницу...
А теперь сказка...
Любой приоритет - это престиж государства. Государство всегда старается приоритеты за собой закрепить - чтобы был лишний повод для национальной гордости. В те моменты, когда падает национальный дух, в ход идут даже прямые фальсификации. Например, в противовес братьям Монгольфье уже во времена Николая I «в летописях» быстро отыскался «подьячий Крякутый», который «надул дымом поганым и вонючим» свой шар аж за полвека до полёта первого монгольфьера, ещё при Елизавете. Эта сказка гуляла по книжкам почти полтора века, пока не была признана грубой фальсификацией. А мы наивно верили...
В СССР «война за приоритеты» совершенно не случайно совпала по времени с «холодной войной» - чтобы подкрепить конфронтацию с Западом. Основная идея была проще пареной репы: «всё изобретено в России, талантам препятствовали косные царские чиновники, они же продали всё на Запад или Запад нас просто обокрал».
И с этой подачи началось. Сначала Попов был объявлен изобретателем радио, и даже праздник учредили. Немедленно вытащили из архивов самолёт Можайского (до войны о нём даже не вспоминали, хотя специалисты знали). Затем вспомнили Кибальчича с его наброском ракеты, нарисованным в ожидании казни - но с этим явно перестарались, Циолковский и так наш.
Дальше всё смешалось в кучу - историки начали соревноваться, отыскивая всё новые свидетельства приоритетов России - а когда не было свидетельств, то их высасывали из пальца, не особо заботясь о правдоподобности. Неизвестный «патриот» одним махом создал российский пароход «Елизавета» с кирпичной(!) трубой, который якобы совершил свой рейс на несколько месяцев раньше парохода Фултона. Правда, паровоз братьев Черепановых задвинуть раньше паровоза Стефенсона не получилось. Пришлось в срочном порядке конкурента забыть. Тогда начались нескладушки с Царскосельской железной дорогой - внимательные могли задать вопрос: «а чьи там паровозы бегали, Черепановых?». Но для внутреннего употребления за железным занавесом версия годилась, а Стефенсона просто забыли.
В таком ключе писались все популярные книжки и статьи для молодежи и школьников в 40-х и 50-х годах прошлого века. Всем изобретателям, имевшим несчастье сделать что-то в одно время с отечественными (или, того хуже, воспользовавшимися публикациями), приклеили ярлыки: Маркони - «делец», Вернер Сименс - «авантюрист», фигуры поменьше получили титулы «проходимцев». Морзе относительно повезло - его не обзывали, а просто спрятали. Азбуку Морзе стали официально именовать «телеграфным кодом», а слово «морзянка» попало под запрет. Судьбу Морзе разделили и другие изобретатели, у которых не было аналогов в России или СССР - их просто перестали упоминать.
К чему бы такое неприличное рвение - ведь у России были совершенно неоспоримые и признанные Западом приоритеты: противокорабельные мины Якоби, применённые для обороны Кронштадта еще в Крымскую войну, минные катера Макарова, подводные лодки. С ними вообще разговор особый - подводная лодка Шильдера стояла на вооружении еще в 1834 году (правда, в единственном экземпляре), а пятьдесят(!) подводных лодок Джевецого были приняты флотом в 1877 году. Ещё первый в мире ледокол «Ермак», первая в мире летающая лодка Григоровича, огромные бомбардировщики Туполева. Правда, гордость вся выходит либо откровенно военного, либо двойного применения, поэтому об этом писали, не особо напирая. Неудобно акцентировать внимание на нашем бронепоезде, мы же мирные люди...
Безусловно, воспитание патриотизма - дело нужное, но пропагандистские перегибы уж слишком бросались в глаза, и народ начал смеяться. В результате родились бессмертная фраза «Россия - родина слонов» и анекдот о заседании «Комиссии по приоритетам», привести который здесь будет не совсем удобно. Потом патриотический угар спал, наступила эпоха пофигизма, потом эпоха перемен.
Сегодня «безусловные приоритеты России» утверждаются вновь где только можно, хотя и не в таком топорном исполнении. История повторяется?
Комментарии
Успешному, сильному государству это ни к чему. А вот когда власть проваливает все, за что не возьмется, вот тогда вспоминается, что "подводную лодку изобрели запорожские казаки". Народу нравится.
Неужели Вы этого не видели нигде? Я это встречала очень часто. Вы почитайте соответствующую литературу.
Беда в том, что нет свежих поводов для гордости - начинаем теребить историю.
А Верна тоже не считают пионером космонавтики и глубоководных исследований ^^
Кто не научился кататься на велосипеде, ходит пешком. Кто не научился плавать (в океане знаний), тот утонет (в его пучине).
Нужно быть как Гусь, немного ходить, немного плавать, немного летать и немного думать. Без общего среднего и средне технического образования, с единой программой обучения по всей стране, будем плодить лишних Гуманитариев - знающих как нужно бы, но не умеющих самим показать на практике, как нужно. Без изучения Алхимии, не познаете Химии.
Угробили не только космос - постарались стереть даже воспоминания о наших достижениях. Павильон "Космос" на ВДНХ отдали под торговлю, экспонаты уничтожили. Теперь срочно изобретаем национальную идею...
В наступающем году нас ждёт последний полёт американских крылатых челноков – важное событие для мировой космонавтики. Что бы ни говорили критики, но программа шаттлов....
.
Наверное сверху испытывали трудности с английским языком.
Патентовед и крылолёт Крякутный