Опыт о развращающем обучении
На модерации
Отложенный
Процесс... нравственного воздействия для меня пока загадочен, и я не вижу еще направления, в котором мы могли бы искать его обнаружения. Ф. Ф. Зелинский.
I. К постановке проблемы
Обратиться к воспитательной проблематике меня побудил комментарий к одной из прежних статей, опубликованных в «Русском журнале». Один читатель упрекал меня в недооценке воспитательного значения литературы. Если угодно, это развернутый запоздалый ответ. Для того чтобы выстраивать (или не выстраивать) воспитательную работу, нужно, по крайней мере, адекватно оценивать инструменты, которые есть у нас в руках. И сама по себе эта мысль, и те, которые будут высказаны ниже, - по большей части банальны. Но, как это часто бывает, мы считаемся с банальностями, когда приходится отвечать на конкретные вопросы, и тотчас же забываем о них, как только обращаемся к общим положениям и принципам.
Подавляющее большинство русских педагогов согласились бы со словами Михаила Никитича Муравьева - попечителя Императорского Московского университета, воспитателя Великих Князей Александра и Константина Павловичей и одного из самых образованных людей своей эпохи: «Все возможные знания делают человека, приобретшего их, только сожаления достойным, если не могли они облегчить ему пути к добродетели. Истина простонародная, но которая должна быть неизмеримо напечатлена в сердцах юных любителей мудрости» [1]. Мысль о преимуществе «воспитания сердца» сравнительно с «воспитанием ума» - одна из констант русской педагогической мысли. Сколько упреков посыпалось на нашу школу в недавнюю эпоху, когда принцип воспитания перестал быть ведущим (пусть только на официальном уровне). И - по крайней мере у нас - все это не может не вызывать удивления: в России больше верных долгу солдат, монахов праведной жизни и даже честных интендантов, нежели людей, способных к серьезной умственной работе, опирающейся на багаж глубоких познаний. Подчеркну: эта позиция вызывает у меня не осуждение, а удивление. Готов отдать должное добродетелям сердца и сам, конечно же, предпочту доброго человека умному и подлому - но сложность образовательных задач нельзя оценивать, исходя из этого в общем-то умозрительного противопоставления.
Подойдем к вопросу с немного другой стороны. Можно выдвинуть такой тезис: в пятнадцать лет (десять, семь, два, за два года до рождения) задача воспитания уже становится безнадежной. Можно выдвинуть и противоположный: воспитанию поддается и пятидесятилетний зрелый муж, и семидесятилетний старец. Каждая из этих реплик имеет свою справедливую сторону: важно только понимать, чего мы хотим от воспитания. Пересоздать созданное природой мы не в состоянии; несколько отшлифовать полученный материал в состоянии почти всегда; но как же трудно отличить созданное природой от прилипшего и наносного. И сколько соблазнов приходится при этом преодолевать! Полагаю, например, что не только автору этих строк встречался в жизни ученический тип обаятельного оболтуса? Он достаточно сообразителен, чтобы не создавать себе лишних проблем, и тратит свои умственные ресурсы прежде всего на то, чтоб школа не слишком отравляла ему жизнь. Каких успехов, - думает преподаватель, - достиг бы такой ученик, обладай он усидчивостью и усердием! И воспоминания подскажут, каков в этом случае финальный результат...
Конечно, если под нравственным воспитанием мы подразумеваем заучивание наизусть нескольких максим, проблема серьезно упрощается: давления со стороны общества будет достаточно для того, чтобы нам их отбарабанили наизусть, но дальше?
А дальше получается вот что. Это прекрасно описал тот же Ф. Ф. Зелинский (то, что речь идет об истории, вполне понятно: в глазах присяжных воспитателей от педагогики это самый лакомый предмет, и читатель мне простит опущение нескольких легко и однозначно восстанавливаемых звеньев цепочки рассуждений) [2]: «Ставлю вопрос ребром: желательно ли, чтобы преподавание истории пробуждало в ученике любовь к тому народу, к которому он принадлежит, к тому государственному строю, при котором ему придется действовать? Отвечаю: да, желательно, - и уверен, что все здравомыслящие люди без различия партий в этом принципиально утвердительном ответе со мною согласятся. Ведь любовь, настоящая разумная любовь, не должна быть слепой, не должна закрывать своих глаз на недостатки любимого предмета, напротив: она учит нас их видеть и внушает нам желание их исправления.
Итак, повторяю: да, это желательно. Весь вопрос в том, как этого достигнуть . У покойного боярина Бермяты было на этот счет - если верить его биографу Островскому - очень простое средство: „издать приказ". Да, конечно; издать приказ, чтобы преподавание истории внушало ученикам патриотические и верноподданнические чувства. Итак, господа преподаватели, вот вам инструкция; извольте ею руководиться - и результаты не заставят себя ждать.
Да, разумеется; но какие? А вот какие.
1) Карьеризм у преподавателей. От них требуют, чтобы их чувства выливались в определенную форму; несомненно, что это требование куда легче будет исполнить Реганам и Гонерильям, чем Корделиям. Искренняя любовь стыдлива; она возмущается, когда от нее требуют того, что она с радостью готова была исполнить добровольно .
2) Инквизиторство у контролирующей власти. И все-таки худшее еще впереди. Это
3) Недоверие учеников.
Итак, если я отношусь отрицательно к требованию, чтобы преподавание истории внушало ученикам патриотические и гражданские чувства, то не потому, чтобы я считал этот результат нежелательным, - совершенно напротив, - а потому, что я в оценке предлагаемого средства держусь истинной психологии Шекспира и Островского, а не лубочной . Но если это средство не годится, то какое же годится? Как достигнуть того, чтобы преподавание истории внушало ученикам здравые патриотические и гражданские чувства?
Отвечу: никак. От начальства зависит лишь устранение препятствий, которые лишают эмоциональную часть преподавания главного залога ее влияния на умы - добровольности; остальное будет зависеть от личности преподавателя. Требовать от него можно только того, что касается интеллектуальной части его преподавательской работы - а именно, чтобы он держался в преподавании строго научного духа, духа правдивости и справедливости; а затем - сейте семена правды и веруйте, что они дадут урожай добра».
Аналогичные мысли высказывает Зелинский и о литературе [3]: «Что же, скажут мне, по вашему, значит, школа должна отказаться от всякого воздействия на учеников в сторону социально-политического благоразумия? Мм. гг., я не менее вас желаю, чтобы этот пагубный период скитания мысли для нашей молодежи окончательно прекратился, и не менее вас убежден, что школа может этому содействовать; но для этого ей следует помнить, что аксиома о прямой линии, как о кратчайшем пути - правильна в геометрии, а не в педагогике. Школа может внушать своим питомцам дух научности и этим предохранять их от скороспелых суждений и от преклонения перед хлесткой фразой; но если она станет навязывать им готовые убеждения, то она достигнет цели, противоположной той, к которой она стремится».
ІІ. Лирическое отступление. О послушании
Если бы культурные условия развития нашей школы были нормальными, книга Зелинского, откуда я сделал столь пространные выдержки, была бы настольной у всех, кто хоть как-то связан с педагогикой.
Но до такой нормализации нам еще далеко. В ожидании перемен к лучшему на культурном фронте можно задаться двумя вопросами: 1) насколько актуальны соображения, высказанные Зелинским, в современном культурно-педагогическом контексте, и 2) что изменилось бы, если бы инквизиционный инструментарий, описанный Зелинским, удалось осложнить механизмом серьезных и немедленных последствий - воспитательной симфонией, которую играют непосредственно на коже ученика (этот сочтем чисто риторическим)?
На рубеже XIX-XX столетий молодежь была - массово - нонконформистской. Это протекало именно как болезнь молодого возраста (юные максималисты довольно быстро перековывались в чиновников без особых гражданственных устремлений, чутких лишь к собственному благу), но болезнь носила эпидемический характер. Сейчас с нонконформизмом мы сталкиваемся далеко не так часто - он не то чтобы маргинален, но лицо молодежи не определяет. И падение нонконформизма хронологически связано с настойчивыми попытками государства вернуть школе воспитательные функции. Значит ли это, что Зелинский посрамлен?
Автору этих строк в свое время доводилось участвовать в нескольких Конкурсах школьной прессы в качестве эксперта. Один год такой работы (2005) пришелся на юбилей Великой Отечественной войны. Соответственно у меня была уникальная возможность увидеть (на репрезентативном материале), каким образом старшие формулировали свои призывы, а молодежь на них откликалась. Впечатления поучительны; ими стоит поделиться.
1. Молодежь наша очень послушна. Она с жаром восприняла все эти призывы и бросилась как расспрашивать ветеранов, так и сама создавать военно-патриотические тексты.
2. Результаты расспросов, как правило, не давали никаких сведений не только о самой войне, но и о ее мифологии. Исследовательская их ценность, за несколькими очень немногочисленными исключениями, - ноль.
3. Тексты о войне были выдержаны в самом «высоком» риторическом регистре, какому только учили в школе, - т. е. представляли собой чистую и неумелую "трескотню" (для того чтобы сказать «подчеркнуто неумелую», все же нет оснований).
Каждый метр земли пропитан кровью,
Каждый метр и даже пядь земли
Был усыпан трупами солдат.
Иногда - с элементами непонимания пишущим того, что он пишет:
Как жалко, что была она -
Несправедливая война.
Как много времени отняла
Она от ратного труда [4].
И, наконец, 4. Вывод. Никакого личного участия во всем этом не было. Последняя война для молодежи - на эмоциональном уровне - значит лишь чуть больше, чем победы царя Гороха над объединенной армией мышей и лягушек. Все воспитательные усилия ушли в песок. Просто они были нейтрализованы конформистской техникой, куда более изощренной, нежели дореволюционная нонконформистская (возродившаяся было в перестроечную эпоху). В основе же поведения лежит то, что и прежде, - желание устроиться в жизни и добиться личного и семейного благополучия. Просто оно проявляется раньше, чем у дореволюционных сверстников. Акселерация, что поделать. У Зелинского есть все основания смеяться с высоких небес над своими сегодняшними оппонентами.
III. И все-таки школа воспитывает. Что именно?
Но - вопреки Зелинскому - механизмы школьного воспитания можно попробовать описать. Хотя бы потому, что школа воспитывает не своим сознательным инструментарием, - он чрезвычайно скуден и неэффективен, - а самим фактом воздействия на личность. Она воздействует не одна, воздействует разнопланово, - поскольку в школе много разных людей, и ничье влияние в конечном итоге не равно нулю, - но никак нельзя сказать, что в нравственном смысле пребывание в ее стенах проходит для ученика бесплодно.
И здесь уместно напомнить еще об одной мысли Зелинского - талантливо отстаивая классическую гимназию, он не выступал противником ни одной другой образовательной модели - кроме единой общеобразовательной школы. Будучи максимально неэффективна как транслятор знаний, она хуже других справляется и с воспитательными проблемами.
Нам уже приходилось писать на страницах РЖ о вреде культурной однородности. Любая специализированная школа (кадетский корпус, благородный пансион, духовная семинария) транслирует культурные установки и жизненный уклад своей среды. Она в состоянии это делать эффективно - во-первых, ее влияние более сосредоточенно, во-вторых, она будет это делать в согласии с семьей. В некоторых современных школах налажена передача младшему поколению жизненных установок научного сообщества - в этом тоже нет ничего не возможного. Но та культурная модель, какую призвана воспроизводить общеобразовательная школа, в природе не существует и является химерой - фантазией социалистических и прогрессистских кругов XIX века; ее разрушительное значение было велико, и ее жертвами действительно стали все жизненные уклады, которые воспроизводились в сословно-корпоративных школах; но поставить на их место что-то ценное и самостоятельное она была, конечно же, не в состоянии [5].
Читатель вправе спросить: а стоит ли ставить знак равенства между «воспитанием сердца», которое было исходной точкой статьи, и воспроизведением жизненного уклада? Не стоит, конечно; но это вещи связанные - «сердце» только и может проявляться в рамках усвоенных нами культурных форм. Само по себе «сердце» относится к вещам непредсказуемым и непосредственному наблюдению практически недоступным; культурные формы - к вещам предсказуемым и возможным. Потому косвенное воздействие на человеческую душу - именно через культурные формы и их передачу - один из самых мощных воспитательных инструментов, какими мы только можем располагать. Причем как в положительном, так и в отрицательном смысле.
В частности, если педагог находится внизу социальной лестницы, то - поскольку его статус ассоциируется у учеников со статусом образованности как таковой - воспитательный результат его работы именно для представлений об образовании может оказаться катастрофическим. Конечно, этот эффект может быть преодолен на уровне личности педагога; но для этого нужна едва ли не святость, причем святость не аскетически сурового, а легкого, веселого, жизнеутверждающего типа. Понимаю, насколько я уязвим в данном пункте для обвинений в бессердечии и социал-дарвинизме, но повторюсь: само появление в классе угрюмой, озлобившейся на весь мир за свою низкую зарплату и плохо одетой Марьиванны катастрофично для детских представлений об образовании.
Потому, на мой взгляд, неплохо, когда в школу приходит человек, финансово от нее независимый. Занятия со школьниками для него могут быть хобби или исполнением гражданского долга; их будет не так много, чтоб ученики сливались в толпу, где ни имен, ни лиц уже не различить, а сам его жизненный уклад будет вызывать у учеников здоровое любопытство. Присутствие в школьных стенах выходцев из непедагогического мира будет положительным фактором не только с образовательной, но и с воспитательной точки зрения.
Но, - это следует повторить, - настоящего воспитательного воздействия общеобразовательная школа оказать не в состоянии. Потому она поступит разумно, если сузит поле своей деятельности. Школы национальные, религиозные, математические, гуманитарные, кадетские корпуса будут всегда в выигрышном положении - как за счет единства культурного воздействия, так и за счет согласия с родителями.
Комментарии
Приватизирована?
Клуб любителей кройки и шитья вместо школы.
Именно так! В современном мире образованные люди - лишние люди, им нужно лишь дать иллюзию знаний ("корочку"), но не сами знания. Для обслуживания "элиты" много специалистов не требуется, а остальное "население" - лишний груз. Отсюда и падение качества образования, и разложение семьи, и снижение рождаемости (через феминизм, карьеризм, эгоизм чайлдфри).
А то получится, что ни врачей, ни учителей нет. Даже для элиты.
А восстанавливать скоро так же будет только если пригласить эскулапов из-за границы.
Меня как преподавателя ВУЗа не может не волновать крайне низкий уровень знаний школьников.
Страшнее отсутствие навыка учебы, отвращение к знаниям, презрение к знанию вообще. Это как раз результат школы.
И о чём?
Вы знаете чем отличается ОБРАЗОВАНИЕ от "образовательных услуг"?
Образовательные услуги предполагают какие-то занятия для "вольных слушателей"
что если школа будет воспитывать нравственность граждан со школы -
это опасно, ибо действия некоторых депутатов, чиновников оказываются в зоне,
небезопасной для их сторонней оценки именно с точки зрения нравственности.
Для того, чтобы обезопасить себя и свои кресла от такой оценки -
думаю, многие школы (не только те, которые мне известны) -
отданы на откуп дуумвриату криминала и милиции:
местной гопоте и участковым. Ставленники наркобаронов, торговцев живым товаром, и милиции -
чувствуют себя в современнной школе на удивление уверенно. В отличие от учеников.
Примерно то же было, помнится, и в колледжах.