Кому в России нужно местное самоуправление?

Органы местного самоуправления по Конституции РФ не входят в структуры государственной власти. Население должно само определять границы территории, распоряжаться имуществом, распределять доходы бюджета и главное само решить, как управлять городом, районом, селом или посёлком. Конституция РФ, гарантирующая местное самоуправление, была принята в декабре 1993 года и только через десять лет в октябре 2003 года начал действовать федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который редактируется до сих пор.

Если говорить о самой начальной единице самоорганизации граждан - о Территориальном общественном самоуправлении (ТОС) - то, к примеру, в Иркутской области она прописана в уставах менее чем половины муниципалитетов. Другими словами, местное самоуправление само себя организовывать не спешит. А прошло, заметьте, с момента принятия Конституции РФ уже девятнадцать лет! Сложно проследить, как граждане РФ определялись на местах, но почему-то у всех получилось одно и то же. В любом населённом пункте страны есть мэр или глава, и есть депутаты. Те же ТОС ни в одном муниципалитете представительством населения почему-то не стали.

Мэр или глава сочетает в себе представительскую и исполнительную власть и набирает себе администрацию для работы в соответствии с полномочиями, а депутаты только представительскую, опять же в соответствии с полномочиями. Такое однообразие в возможном по Конституции РФ разнообразии было достигнуто путём референдумов, выборов и других форм прямого волеизъявления. На самом деле, все прелести самоуправления гражданам РФ были навязаны сверху государственной властью через региональные правительства и парламенты. И ещё, если в формировании государственной исполнительной и законодательной власти самоуправление через население - избирателей участвует, то к третьей - судебной - народ так и не подпустили. Итак, начало 2012 года. В парламенте Иркутской области состоялось заседание Общественного совета, члены которого обсудили развитие в регионе ТОС.

Нужно сразу отметить, что среди областных кураторов этого движения и среди председателей действующих ТОС на местах - в основном женщины. Мужчины, которые преимущественно руководят органами самоуправления в области: городами, сёлами и районами, такой самодеятельностью не занимаются, поскольку до сих пор у ТОС нет ни полномочий, ни денег, ни статуса в системе собственно самоорганизации местной власти.

Поддержка деятельности ТОС из 42 муниципалитетов Иркутской области существует лишь в 9 девяти. Только в прошлом, в 2011 году, Заксобрание области приняло программу поддержки некоммерческих социально ориентированных организаций, в число которых в общем-то можно отнести и ТОС, но есть одно «но»... Для участия в этой программе ТОС должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица. Таких во всей области не больше десятка, а может и меньше.

По словам депутата Законодательного Собрания Приангарья Натальи Дикусаровой, не все ещё правильно понимают, что такое ТОС. «Многие не понимают философии создания ТОС. Зачем это нужно вообще? В отдельных образованиях создание ТОС инициируется сверху. Активисты ТОС используются как инструмент для выполнения определённых целей и задач», - сказала Дикусарова.

Действительно, в областном центре (в Иркутске) можно выделить две группы ТОС: которые создают управляющие компании (УК), активисты, которые одновременно являются старшими домов и подъездов поощряются через льготы по оплате за квартиру; и которые создаёт мэрия, привлекая по средствам денежных грантов на благоустройство.

Самоорганизации иркутян на бесплатной основе для реализации прав самоуправления в городе не замечено. Другими словами, ТОС так и не стало ключевой инстанцией местного самоуправления, как это требовала подписанная РФ европейская хартия самоуправления, в которой Территориальное общественное самоуправление является основой развития всего самоуправления, ну и федеральные законы. Тем не менее, это не мешает властям, в особенности субъектов федерации, заниматься говорильней, проводить семинары, школы обучения активистов, выпускать методическую литературу.

Иркутские парламентарии на Общественном совете при Законодательном собрании перед представителями общественных объединений называли ТОС - веянием политической партии «Единая Россия», говорили о том, что тема ТОС хорошо воспринимается на местах и о том, что функцию сборки ТОС Законодательное Собрание взяло на себя (председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина повторила это в ходе заседания несколько раз).

В это же время в резолюции собрания само собрание обращается к общественным объединениям области содействовать развитию Территориального общественного самоуправления. Несмотря на якобы серьёзную и эффективную работу властей, ТОС присутствуют в основном в городе Иркутске и ещё в нескольких городах области Ангарске, Саянске, Тулуне..., в сельских районах такой организации граждан нет вообще. Нужно отметить, что серьёзная на первый взгляд форма, не интересна и политическим партиям региона, кроме партии власти, и общественным объединениям. Выступающий на заседании Общественного совета в иркутском парламенте председатель Иркутского областного совета ветеранов Валерий Игнатов так и не смог понять, зачем нужны ТОС, мол, не надо создавать лишних общественных институтов. Наконец-то начали звучать, хотя очень робко, предложения о повышении привлекательности ТОС, к примеру, передавать им некоторые функции муниципалитетов - благоустройство. Но тут же председатель Заксобрания Людмила Берлина поспешила исправиться: «...уважаемые коллеги, вот заставить у нас сегодня никого нельзя. Один другому не подчиняется, мы всё рекомендуем, единственный способ не выбирать таких людей, которые зрелости не проявляют. Жизнь меняется, и, следовательно, будут меняться и главы», - сказала Берлина.

Другими словами, опираться на такие действующие институты Иркутской области в продвижении ТОС, как Ассоциация муниципальных образований или же Всероссийский совет местного самоуправления, не стоит. Функции и ответственность этих организаций формальны. Выходит, Территориальное общественное самоуправление нужно только для показухи (все понимают, что означает этот термин) региональных властей, чтобы вроде бы как-то соблюсти федеральные законы. Муниципалитетам важна только управляемая самоорганизация граждан. А граждане, если они организуются сами, то в большинстве своём только потому, что власть их не хочет воспринимать. Так что в РФ государственная власть работает по своему, самоуправление по своему, а население не имеет возможности повлиять ни на тех, ни на тех.

Агора трейлер