Российская революция на каникулах, а Путин готов к диалогу с ней
На модерации
Отложенный
Мнения оппозиции по поводу тактики на ближайшие месяцы разделились.
Российская революция ушла на каникулы. Звезды протестов на площадях, журналисты и политики посылают через социальную сеть Twitter фотографии со всех концов света: парижские устрицы, калифорнийское каберне, заснеженные швейцарские горнолыжные склоны, индийские ашрамы, рулетка в Лас-Вегасе, шопинг в Милане и, разумеется, рестораны в Куршевеле (этот курорт во французских Альпах был избран олигархами как место для катания на горных лыжах). Божена Рынска, журналистка, пишущая для гламурных журналов и ставшая страстной участницей протестов, продемонстрировала своим поклонникам черное длинное платье, сшитое по случаю Нового года, после чего исчезла. Даже непреклонный блоггер Алексей Навальный отвлекся от борьбы и вознаградил себя за пятнадцать суток, проведенных в кутузке, путешествием между пирамидами майя в Мексике. Капризы календаря привели к тому, что в начале года все в России останавливается на 10 дней, когда никто не работает: сначала по григорианскому календарю празднуется Новый год, основной российский праздник, к которому за семьдесят лет официального атеизма перешли все характеристики Рождества: рождественская елка, подарки, ужин. Потом в более трезвой обстановке отмечается Рождество уже по юлианскому календарю, к которому православная церковь упорно привержена. Официально школы и учреждения открываются 10 января, но вплоть до 15 жизнь течет замедленно, общественная активность ослабляется, и даже вездесущий премьер-министр и кандидат на пост президента Владимир Путин ограничился только одним появлением на публике, в ночь Рождественской службы в Санкт-Петербурге.
Все на каникулах, но это только кажущееся затишье, в течение которого делаются попытки получше расположить фигуры на шахматной доске. Ближайшие политические события уже стоят в повестке дня: 4 февраля предполагается проведение новой манифестации против фальсификаций на выборах и против правительства, которая по замыслу ее организаторов должна превратиться в очень важное событие, участвовать в котором будет миллион человек. Однако из-за каникул число участников, зарегистрировавшихся в социальной сети Facebook, пока не превышает 13 тысяч. Впереди и 4 марта, день, в который предполагалось триумфальное возвращение Путина на пост президента, но который грозит стать наиболее драматическим днем выборов в современной российской истории. Многие надеются или, наоборот, боятся, что «революция сытых» после двухнедельных возлияний и шопинга, утратит свой пыл, который будет погребен в шкафах вместе с лыжами. Но осознание того, что настрой людей решительно изменился, проник и в умы наиболее высокопоставленной элиты. Даже патриарх Кирилл призвал Кремль к диалогу с оппозицией.
На деле такой диалог уже идет в течение некоторого времени.
Официально посредником выступает Алексей Кудрин, в течение 12 лет занимавший пост министра финансов при Путине. В сентябре он вышел из состава правительства после необычно ожесточенной полемики с президентом Дмитрием Медведевым. 24 декабря прошлого года он тоже стал участником протеста после того, как накануне встретился с Путиным. Он заявил, что присоединяется к требованиям манифестантов. В последние дни уходящего года Кудрин встретился с представителями оппозиции (некоторые из них предпочли умолчать об обстоятельствах встречи, другие же поспешили рассказать о ней из-за боязни подозрений в коллаборационизме с властями), сообщив им о том, что Путин готов к диалогу. Эта оливковая ветвь вызвала яростную полемику, прежде всего по поводу мандата самого Кудрина, так как Путин публично заявил, что он готов к диалогу, но не видит тех, с кем он мог бы его вести, так как, по его мнению, оппозиция «не является единой и не имеет четких идей и предложений». Сказать по правде, требования протестующих не являются четко обозначенными: новые выборы в Думу без обмана, тем более, что именно Медведев предложил новые правила, которые позволят партиям, искусственно отстраненным от выборного соревнования, в нем участвовать. По поводу же перехода от путинизма к более либеральной системе нет никакого единодушия: одни предлагают организовать «круглый стол» на манер «бархатных революций» в Восточной Европе 1989 года для установления более мягкого режима, другие призывают к сопротивлению до конца, третьи хотели бы создания оформленной партии или, по крайней мере, движения, рожденного на площадях, четвертые предпочли бы сохранить нынешнюю ситуацию, когда сливаются в протесте самые разные силы, скорее организуемые, чем возглавляемые комитетом, крайне разнообразным по своему составу, во избежание внутренних раздоров. Но главное - нет единой стратегии поведения на президентских выборах: нанести поражение Путину, проголосовав за другого кандидата, или же просто постараться воспрепятствовать его легкой победе в первом туре, голосуя «за любого кандидата, лишь бы не за Путина». Эта выигрышная тактика была предложена Навальным на парламентских выборах. На него же все указывают как на единственного человека, способного победить Путина, о чем свидетельствует и кампания в печати, направленная против него в последние дни. Но чтобы это сделать, надо отложить выборы и поменять правила регистрации кандидатов. Со своей стороны, Кудрин утверждает противоположное: «Оппозиции потребуется полтора-два года, чтобы выдвинуть своего серьезного кандидата». Это все равно, что сказать, пока проголосуем за захромавшего Путина, а через 6 лет в соответствии с новыми правилами поговорим о переменах.
Комментарии
++++++++