Убить Аватар!

На модерации Отложенный

Новое безумие. Толпы уставших от праздничного безделья россиян штурмуют кассы кинотеатров.

Попавшись на рекламу фильма «Аватар», словно понурые ряды рабочих в «Метрополисе» Фрица Ланга, массами спешат занять кресла в кинотеатрах. Очередная голливудская чепуха Кэмерона, которая, набрав миллиарды от простаков и получив десяток бессмысленных золотых статуэток, канет в Лету, словно «Титаник» в океанические глубины.

Это хороший пример манипуляции сознанием людей. Берётся история, ясная даже ребёнку, снимается компьютерный фильм, тратится полторы сотни миллионов на рекламу и вот она - очередная однодневка! Это, конечно, не режиссёр Бекмамбетов, переводящий на язык родных просторов голливудский мусор в «дозорах» всех оттенков дня и ночи, да в героической чёрной «Волге» времён советостана. Для успеха в настоящем, т.е. американском шоу-бизнесе нужна огромная мастеровитость. Кэмерон именно таков - выдающийся ремесленник.

Но, всё-таки то, что сотни миллионов людей готовы стать рабами стереотипов, многое говорит о природе современного общества. Как сохранить индивидуальность? Как не стать жертвой манипуляции? Как защитить свою свободу? Ответ простой - строить свой мир. Не поддаваться рекламе, рассчитанной на массы. И чем больше соотечественников стремится на что-то «попасть», тем меньше должно быть желание последовать их примеру. У вас большой рекламный бюджет? Не пойдём смотреть только по этой причине. Активно рекламировать имеет смысл только то, что обладает сомнительными достоинствами. Истинным ценностям реклама не нужна.

А что взамен? В дни массового безумия по «Аватару» можно в десятый или сотый раз пересмотреть лучший фантастический фильм всех времён и народов - «Солярис» Андрея Тарковского. Здесь можно бесконечно наслаждаться каждым кадром и музыкой Эдуарда Артемьева. Этот шедевр никогда не будет превзойдён. Как никогда не будет превзойдён Колизей или творения Микеланджело. Как бы далеко не шагнули технологии ...

Но если уж так хочется голливудского кино, то лучший фантастический фильм это, конечно же, Blade Runner («Бегущий по лезвию бритвы») Ридли Скотта. Никакому «Аватару» его не затмить. И действие происходит не на придуманной для мультяшного сознания планете, а в Лос-Анджелесе 2019 года.

В чём здесь фантастика? Не в синих физиономиях инопланетян, а в холодноватом слиянии ночи, тёмных мерцающих небоскрёбов, бесконечного шума дождя, звуков и лиц китайского квартала, смешанных с музыкой Вангелиса. Фантастика в том, что нам так хорошо знакомо. То, что часто не замечается. Фантастика во взгляде на повседневность. Этот фильм можно не смотреть, его можно прослушать, прикоснуться к нему слухом (как и к «Солярису» Тарковского).

Верно, хорошо это сделать в сезон тропических дождей или в тех частях нашей планеты, где дождь совсем не редкость - в норвежском Бергене, канадском Ванкувере ...

Выглядящие как обычные люди роботы-репликанты, идущий по их следу разочарованный, уставший от окружающего холода и бездушия полицейский из подразделения, призванного этих роботов уничтожать. История любви. История смерти. История человечности. Великолепные актёры - Харрисон Форд, Шон Янг, Рутка Хауэр.

Мягкий синеватый свет прожекторов, клубы белого дыма от взмывающего вверх летательного аппарата, и всюду неоновые огни - белые, синие, красные. Вот они извиваются языком дракона, другие горят рукояткой зонтика, эти слепо глазеют матовыми витринами.

Американская, а значит массовая, культура? Возможно. Но только отчего-то этот 1982 год, когда был снят Blade Runner, так близок далёкому парижскому 1931 году? Тогда русский поэт «не для всех» Борис Поплавский в стихотворении «Флаги спускаются» угадал многое в рисунке финальных кадров фильма.

Там другое настроение, Поплавский тоньше, мрачнее и живописнее, но контуры изображения сходны.

Умирающий репликант, безжалостная машина для убийств, держа в руках испуганного белого голубя, говорит на фоне льющегося дождя, дымных труб и рождающегося солнца: I've seen things you people wouldn't believe. Attack ships on fire off the shoulder of Orion. I watched c-beams ... glitter in the dark near Tanhauser Gate. All those ... moments will be lost ... in time, like tears ... in rain. Time ... to die.

Гимн преходящей человеческой жизни, самоценности человеческого бытия, успокоению перед смертью. Жизнь, словно капелька в бесконечном дожде из времён и народов. Лишь белый голубь духа выскальзывает из рук умершей машины, оказавшейся много более человечной, чем иные люди...