Итоги 2011-го: 10 главных политических событий года

2011-й - год непредсказуемых потрясений и тектонических изменений на политической карте мира и России. Перемены произошли на всех фронтах, отразившись и на политической системе координат, и на экономическом ландшафте, и на общественных настроениях, и на культурно-идеологической атмосфере. В 2011-м многое кануло в лету и многое начало свой жизненный отсчёт. Вашему вниманию 10-ка событий, фактов и трендов уходящего года, которые, на мой взгляд, запечатлеются в истории наиболее ярко.

Парад арабских революций

То, что принято именовать «арабской весной», началось на самом деле в январе, а закончилось осенью - со смертью Каддафи. Самый взрывоопасный регион планеты - Ближний Восток - более не мог существовать в рамках устоявшейся общественно-политической коммуникации. Многотысячная толпа простых смертных, сцепленная всепоглощающим единомыслием и социальными сетями, свергла своих многолетних правителей. Бен Али возглавлял Тунис 24 года, Хосни Мубарак правил Египтом почти 30 лет, Муаммар Каддафи царствовал в Ливии 42 года. А что теперь? Первый находится в бегах, второй умирает в ожидании судебного приговора, третий - убит. Какую роль при этом сыграл Запад? Значительную, но не решающую. Определяющий фактор - это всё же уровень социального недовольства, достигший критической отметки.

Полицейская реформа

Федеральный закон «О полиции», вступивший в силу в первый день весны, вызвал в обществе небывалый резонанс. По сути, это - первая ведомственная реформа в новой России. На её осуществление потребуется несколько лет, и только после этого можно будет давать однозначные оценки и делать выводы. Пока же каких-либо зримых преимуществ разглядеть не удалось, впрочем, реформирование правоохранительной системы - задача архисложная, но при этом крайне необходимая. Что, если говорить по-простому, изменилось или изменится? Численность стражей порядка сократилась, их зарплата ощутимо выросла, внутренний контроль усилился, требования к профессиональным качествам сотрудников ужесточились. Ну, и, понятное дело, называется это теперь иначе: «полиция».

Смерть тиранов

Уходящий год стал последним в жизни трёх едва ли ни самых одиозных фигур в современном мире. Весной в результате успешной силовой операции (как гласит официальная версия) был уничтожен Усама бен Ладен - «террорист №1». Осенью смерть постигла Муаммара Каддафи, которого варварски забили разъярённые ливийские повстанцы. Ну, а совсем недавно в мир иной ушёл ненавистный всем миром северокорейский диктатор Ким Чен Ир (умер своей смертью). Как это скажется на мировой безопасности? Скорее всего, никак. Тот же бен Ладен был в глубочайшем подполье и не имел ни физических, ни технических возможностей руководить террористами. На место Каддафи пришли непонятно кто, и стабильностью в Ливии даже не пахнет. А вот с юным преемником Ким Чен Ира всё может сложиться иначе. Холодный северокорейский режим вполне может начать «таять». Скоро увидим.

Евразийская интеграция

Концепция реинтеграции постсоветских экономик в 2011-м реализовалась на 100%. В рамках Таможенного союза с 1-го июля на границах Белоруссии, России и Казахстана полностью отменён таможенный контроль. Кроме того, к Таможенному союзу почти точно присоединятся Киргизия и Таджикистан. Единое экономическое пространство - уже не миф, а действительность, с 1-го января ЕЭП начинает свою работу. Ну, а 19-го декабря была создана Евразийская экономическая комиссия - наднациональный исполнительный орган, на базе которого будет реализовываться пресловутый Евразийский союз - возможно, крупнейший интеграционный проект 21-го века. Де-факто речь идёт о возрождении былой экономической модели, однако принципы управления, разумеется, будут отнюдь не советские. А главное - государства не теряют ни пяди политического суверенитета.

Президентская интрига

Долгие месяцы журналисты, политологи, да и миллионы простых россиян азартно гадали и спорили о том, кто всё-таки пойдёт в президенты: Медведев или Путин. И чем дольше лидеры России сохраняли интригу, тем чаще звучало предположение, что оба выдвинут свою кандидатуру на высший пост. Это действительно стало бы увлекательным зрелищем, таким себе экшеном на усладу Западу.

Однако тандем есть тандем - лидеры вновь проявили единомыслие и слаженность. Путин популярнее Медведева, в первую очередь - у женского электората, и именно председателя правительства россияне считают лидером нации. Соответственно, Путин в качестве главы государства более легитимен, чем Медведев. Так что весной они просто поменяются местами.

Запуск «Северного потока»

Долгожданный газопровод, проложенный по дну Балтийского моря, торжественно введён в эксплуатацию. Целевыми рынками поставок по «Северному потоку» являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и некоторые другие страны. Также труба частично снабжает голубым топливом восточноевропейские государства, такие как Чехия и Словакия. Строительство газопровода началось в конце 2005-го и сопровождалось множественными спекуляциями. Однако сейчас абсолютно ясно, что проект удался и «Северному потоку» одинаково рады и в Москве, и в европейских столицах. Теперь на повестке дня альтернативный газовый маршрут по дну Чёрного моря - «Южный поток».

Выборы в Госдуму

Парламентская кампания 2011-го не явила громких сенсаций и оглушительных скандалов. Ну, так уж повелось, что выборные баталии за места в Госдуме проходят в России тихо и спокойно. Возможно, единственный возмутитель спокойствия - это Владимир Жириновский, который активно педалировал в своей кампании национальный русский вопрос. Итоги голосования также вполне закономерны: правящая «Единая Россия», растерявшая своих приверженцев в крупных городах, набрала примерно половину голосов избирателей. Главным образом - за счёт национальных республик. Мощно выстрелили коммунисты, каждый пятый россиянин отдал голос в пользу КПРФ. «Справедливая Россия» и ЛДПР также заметно увеличили своё думское представительство.

Рост оппозиционных настроений

Конец года ознаменовался бурным всплеском оппозиционной активности. В крупных городах - в первую очередь в столице - проходят массовые митинги, направленные против власти. Почва у народного недовольства разная: кто-то возмущён результатами выборов, кому-то категорически не нравится Путин, для кого-то это способ элементарно «попиариться» (видеть на оппозиционном пьедестале персонажей гламурной хроники как-то уж совсем нелепо). Тем не менее, факт налицо: значительная часть общества жаждет перемен. Люди хотят классических европейских свобод, а также выразителей либеральной идеологии в органах власти. Позиции власти по-прежнему прочны, однако не прислушиваться к гласу народа уже нельзя.

Кадровые ротации

В уходящем году политическая авансцена России, что случается крайне редко, изменилась в лицах. В стране новый председатель Совета Федерации: место Сергея Миронова, возглавлявшего верхнюю палату почти десять лет, заняла Валентина Матвиенко, руководившая до этого Петербургом в течение восьми лет. В большую политику шагнул Михаил Прохоров, позиционируя себя в качестве главного российского либерала. Впрочем, первый год в новой ипостаси олигарху можно занести в явный пассив. В сформированной Госдуме - старое большинство, однако новый спикер. Сергей Нарышкин, возглавлявший администрацию президента, теперь будет верховодить в парламенте. На его место в Кремль отправился бывший вице-премьер Сергей Иванов. Ну, и, наконец, пару дней назад стало известно, что таинственный и влиятельный Владислав Сурков отныне будет работать в должности заместителя председателя правительства. Перемены - внушительные, что, несомненно, отразится на качестве политических решений.

Россия - в ВТО!

После почти двух десятков лет безуспешных переговоров Россия, наконец, официально вступила во Всемирную торговую организацию. Теперь наша страна становится полноправным участником мировых торгово-экономических процессов. Говоря простым языком, российские производители смогут больше экспортировать, затрачивая при этом меньше сил и средств. ВТО никак не регулирует экономические взаимоотношения в нефтегазовой сфере, здесь ничего ровным счётом не изменится. А вот касаемо металлургии, машиностроения, аграрного сектора и пр. - перемены произойдут. Первые серьёзные сдвиги будут видны уже в начале 2012-го.