Основа "русского" капитализма

На модерации Отложенный

Михаил Васильевич Ломоносов был великим ученым и великим деятелем культуры, но главное патриотом земли Русской и отечественных традиций.

Активно выступая против немецкого засилья во всех областях русской культуры того времени, он ратовал за свой национальный путь развития нашего общества. Михаил Васильевич особо интересен тем, что впитав все лучшие научно-технические наработки западного мира, сумел вплести их в кружево русской культуры, поставить на службу нашему государству. Сегодня, отчасти опираясь и на его теоретические наработки, попробуем поразмышлять о путях развития капитализма в России.

Современный капитализм органически вырос в Западной Европе и США из их капитализма прошлых лет, из самой народной культуры этих стран. По мере его роста совершенствовалось законодательство, росла промышленная база, появлялись новые науки и т.д. и т.п. Но рос, очевидно, на самом деле не строй, а само общество развивалось в определенном направлении сравнительно успешно, если сравнивать результаты и достижения этих обществ с другими. Достигнув сравнительных высот в объемах производства, в развитии наук, наконец, разбогатев и усилив своё влияние, общества эти незаметно для себя приобрели новые ценности, так как стали элитой, и изменили собственную нравственность: нравственным стало то, что еще раньше казалось безнравственным. Почему так получилось - это уже тема отдельного разговора и рассуждений, вероятно, так устроен сам ход истории, когда практически любое общество, подобно организму, переживает зарождение, развитие, расцвет, затем зрелость и закат, выраженный сперва в падении или изменении той самой нравственности, а, затем, завершающийся процессом полного разложения и завоевания. Однако, сам экономический строй, называемый капитализмом, и допускающий свободные экономические отношения, при этом не виноват, так как он не подавляет естественных желаний каждого человека свободно трудиться, заниматься творчеством, любить и пр.

Правильнее анализировать не сам строй на предмет того, годен он, например, нам или не годен, а оставив его в покое, подвергнуть анализу саму культуру народа, попытаться понять, что же происходит в недрах сознания людей в определенные моменты их жизнедеятельности, и что мешает им развиваться изнутри, взаимодействовать друг с другом эффективно, используя весь свой человеческий и накопленный духовный потенциал.

Наверное, возникнет вопрос, что же есть «развитие» в данном случае, и в чем же оно заключается? Под развитием я понимаю саму жизнь, а заключается оно, как и любая жизнь, во всем многообразии своего проявления.

Будучи профессиональным предпринимателем, работающим в сфере промышленных поставок, я постоянно пытаюсь разобраться, что мешает развитию нашего производства, нашей промышленности, почему имея богатую историю и просуществовав тысячу лет, многими атакуемые, мы исторически привыкли применять у себя инженерные и научные приемы и решения Запада. Работая с людьми и предпринимателями, моими коллегами, я заметил, что самое зло, мешающее продуктивному сотрудничеству в бизнесе, зарождается в нас самих, и выражается ярче всего во взаимоотношениях продавца и покупателя, извращая их самую суть.

Очевидно, что любая предпринимательская активность всегда подразумевает наличие продавцов и покупателей. В этих отношениях в России нет профессионализма в широком понимании этого слова, но есть постоянная попытка меньше сделать, но больше получить в единицу времени. Эту попытку многие мыслители относят на нехватку христианского духа в подобных отношениях между людьми и, как следствие, на допущение обмана. Для описания предпринимательской активности с позиции нашего родного православного вероучения употребляются даже такие термины, как «справедливая цена», «честная (оправданная) прибыль» и т.п. Однако я должен заметить, что проблема не в этом, да и справедливой цены, равно как и оправданной прибыли, не бывает: есть цена, и либо покупают по ней, либо отказываются и продавец ее снижает. Есть и прибыль - либо большая, либо маленькая, но не имеющая «окраски»... Я хотел бы сразу подчеркнуть, что в торговых отношениях между людьми проявления христианской морали в попытках регулировать чисто экономические параметры сделок (цены, прибыльность и т.п.) есть путь, отвлекающий от сути этих отношений и ослабляющий в итоге и их, и самую эту мораль. «Нравственный» подход при попытках сформировать цену и, как следствие, прибыльность компании и т.п. начинает либо мешать, либо казаться отжившим своё, ибо нет прямой связи между экономическими параметрами хозяйственной деятельности предприятия и человеческой нравственностью.

Разумеется, мораль и основанная на ней нравственность должны быть, но нравственность в случаях деловых отношений должна проявляться исключительно опосредованно, через глубину исполнения своего профессионального долга, своего призвания, а не через попытки применить ее к регулированию цены на товар. Если рассмотреть кратко пример цены, то ее надо не занижать, а компенсировать ответственной работой с покупателем и качеством своего товара. Качество товара и ответственная работа - есть поле личного труда для продавца, есть то, где он может проявить себя самым лучшим образом, как подлинный православный христианин и трудолюбивый деловой человек. Это есть и должно стать образцом русской нравственности в деловых отношениях, так как такое поведение свойственно нам генетически: оно требует таких качеств нашего характера, как терпение, наблюдательность и через нее внимание к деталям, искренность и естественность восприятия. Оно нацелено в большей степени друг на друга, чем на себя. Это должно стать выращенной приобретенной привычкой, качеством характера русского продавца или предпринимателя (что по сути одно и тоже).

Но самое главное, что эта же логика подходит для представителя любой профессии. Экономические (торговые) отношения между людьми и организациями основываются на принципе здраво понятой пользы, на поиске и нахождении экономической целесообразности для сторон, но не на их личном самопожертвовании в прямом понимании этого слова. Первое, что требуется от участников таких отношений - это четкое понимание своей роли и видение потенциальной пользы, которую каждый из них собою несет, вступая в такие отношения с другим человеком или другой организацией. Так выражается любовь на деле, в труде... Ориентиром для русского предпринимателя в таких ситуациях является то, что он сможет полезного (потенциально выгодного) для своего партнера привнести своим участием в сделке. Т.е. нравственность проявляется не в занижении своей прибыли, а в том, что такой предприниматель готов использовать все свои личные возможности и данную ему энергию на то, чтобы понять, зачем его покупателю нужен этот товар, и как он собирается его использовать. При этом долг продавца помочь покупателю использовать данный товар максимально эффективно и с пользой для общества, в котором он живет и трудится. Кто-нибудь слышал, чтобы это было повсеместной практикой делового поведения в России? Думаю, нет... Кто-нибудь скажет, что это не будет работать в России? Думаю, никто так не скажет, просто потому, что почти никто еще не пробовал так делать... Однако, именно такой подход может работать в России, потому что именно в ней он и работает, и не хуже, чем где-то еще. Я это говорю из личного опыта, а не из оптимизма.

Пусть каждый предприниматель и просто работник попробует производить больше, чем потреблять, пусть проявит терпение, и он увидит через определенное время, что выгодно отличается от многих коллег, думающих только о скорейшем заработке любой ценой и о личном благополучии за чужой счет. Нравственность верующего человека, занятого предпринимательской активностью заключается, в первую очередь, в честном выполнении своего профессионального долга продавца, и уже затем в актах милосердия, благотворительности и общечеловеческой доброты. Без первого, второе - есть ложь и лицемерие. Если предприниматель понимает, что его покупатель хочет купить товар, но не знает, как его применять или хочет использовать его не эффективно, то задача такого предпринимателя помочь покупателю избежать ошибки и в итоге продать ему именно то, что тому будет нужно. Это поведение эффективно и приносит плоды в России и ценится у нас гораздо выше, чем где-либо еще в силу особой ментальности русских людей и высоких требований нравственного поведения. В таком поведении совесть выражается действием, и оно же стимулирует повторные сделки, укрепляя деловые взаимоотношения и углубляя отраслевые связи. Только когда такое поведение станет привычным и общепринятым, мы сможем говорить о том, что сформировали наши собственные конструктивные традиции предпринимательства. Такие традиции станут традициями, потому что они будут долго жить вследствие этой самой продуктивности. Все, что основано на обмане, - все недолговечно. И наоборот, везде, где в поведении есть смысл, понятный и не чуждый, везде, где есть успешная практика такого поведения, оно имеет шанс стать традицией, которая будет существовать, поддерживаемая и оберегаемая людьми, как часть их национального характера.

Главная проблема «отечественного капитализма» состоит в недопонимании людьми важности такого подхода. Это недопонимание выражается по-разному... Иногда в инстинктивной попытке перемешать общечеловеческую нравственность с сугубо экономическими утилитарными по своей сути принципами деловых отношений. Это приводит к разочарованию в самой сути торговых отношений. Простой пример: «Как же мне брать с него плату за эту услугу, если он мой друг? Это не по-дружески...» Так подумает человек совестливый. Другой подумает: «Какая еще, к черту, дружба!? Надо брать пока дают, пока есть возможность заработать». Это уже рассуждения реалиста. Но есть третий вариант: «Если я возьму плату, я уже точно сделаю все, что могу для этого человека, чтобы он посчитал меня ответственным и мог порекомендовать другим. Мне нужны эти деньги, чтобы я смог научиться еще большему и углубиться в своих знаниях того, что предлагаю ему купить. Это поможет мне быть востребованным и полезным для людей». Это уже активная гражданская позиция. Этот третий вариант подходит не каждому, но к нему надо стремиться. Он позволяет человеку научиться быть полезным. И если так поступать со всей нашей русской искренностью и полнотой намерений, то это может принести большие плоды для личностного развития...

К сожалению, гораздо чаще происходит обычная попытка быстрого обогащения, подмывающая всякую конструктивную основу сотрудничества и превращающая торговые отношения в сопернические, а весь капитализм в хищнический. Везде, где есть бизнес - он, чаще всего, становится таким. Где есть чиновники - они становятся такими. Тем же характеризуется и власть. Так как предприниматели (бизнесмены) и чиновники - все люди одного корня, одной культуры - что же ждать от нас? Самым неприятным и опасным моментом является то, что чем больше случаев таких отношений и такого поведения на практике, тем сильнее мутирует характер людей, вовлеченных в такие отношения, совершающих такие действия. Каждое действие в данном случае как удар молота по металлическому предмету: деформация неизбежна. Поэтому так много разговоров об общем национальном упадке, начавшимся с упадка нравственности, как это всегда и бывает исторически.

Благородная попытка Православной Церкви сохранить остатки нравственности в обществе через призывы чаще исповедоваться, посещать храмы, вести скромную аскетичную жизнь и т.п. действия, к сожалению, не находят большого отклика в сердцах россиян, особенно молодых людей, «заряженных» на успех, поэтому статистика посещений храмов остается, примерно, на одном уровне. Молодые люди стремятся удовлетворить свои амбиции в эпоху больших возможностей и этому трудно противиться. Православие с его догматами и обычаями, а нередко, к сожалению, не самыми лучшими представителями, для многих «продвинутых» людей кажется мракобесием прошлого, а не богатым культурным наследием родной страны. Это очевидное заблуждение, но его нельзя не замечать. Я считаю, что необходимо изменение каких-принципов в его методической части, чтобы найти больший отклик в сердцах молодых и амбициозных людей.

Интересным моментом, однако, является то, что, несмотря на общий упадок ценностей, несмотря на их деградацию, все же совесть, искренность и любовь, спроецированные на работу, и выражаемые одной емкой фразой «профессиональный подход к делу» находят большой отклик и глубокую душевную поддержку именно в наших русских сердцах, как нигде еще. Адекватность поведения, выраженная в нацеленности на поиск положительного для сторон результата и в самоотдаче в работе с партнером, отсутствии лжи и попыток использования чьей-то некомпетентности, очень редки в России, но лучше всего ценятся по иронии судьбы именно у нас, потому как близки именно нашей «понятийной» культуре, где родство по духу значит больше родства по крови. Наша многовековая историческая закваска делает нашу культуру самобытной, и мы - не нация иммигрантов, ищущих успеха на чужой земле. Такие люди чаще всего рассматривают собранное состояние, как венец своего жизненного пути, так как они приехали выживать, и сосредоточены на заработке. Эта сосредоточенность создаёт привычку, а затем и культуру успеха, где в итоге, сами деньги начинают цениться больше, чем способ, которым они были заработаны.

В нашем случае деньги далеко не всегда играют роль основного побудителя к действию. Достаточно вглядеться в историю и рассмотреть детали русских отечественных войн. Героизм солдат и офицеров никогда не был связан с их заработными платами. Лучшее, что было создано в России, создавалось скорее из азарта, любви к процессу, творческого порыва, чем из-за денег. Традиционно мы не так «капиталистичны» по своей природе, как те же американцы. Зато там, наоборот, на протяжении последних десятилетий заметны попытки возвысить духовность народа, связать его некой общностью, отличной от денег, укрепив до максимума то, что называют национальным self-identity. В связи с этим мы должны не гасить тягу молодых людей к предпринимательской активности, не столько пытаться регулировать ее базовыми общими и не всегда напрямую применимыми к экономической деятельности нравственными принципами, сколько направлять ее в нужное русло. Если мы хотим создать культуру православного (а лучше сказать - нового российского предпринимательства),нам надо усвоить, что главной нравственностью в сфере деловых отношений должна быть их чистота от шелухи и нацеленность на пользу. Для постепенного усвоения этой идеи необходимо в деле практиковать ее, а не только говорить о ней.

Каждый из нас, при этом, должен быть готовым непрерывно заботиться о своем личном профессиональном развитии. Почему именно профессиональном развитии, а не вообще развитии любом, всестороннем? И почему для целей воспитания недостаточно просто традиционной нравственной оценки поступков человека без побуждения его непосредственно к какому-либо действию? Потому, что в людях должна расти культура творчества, если мы хотим повышать общий уровень общественного самосознания и вовлеченности людей в процессы. Для этого от человека нужны именно действия с использованием его разума. Не совершая действия, человек ничему не учится и, как следствие, не развивается. Творчество не обязательно связано с искусствами, такими, как музыка, балет, живопись и др. Творчество - это то, что человек добавляет к тому, что было до него. Но добавляет всегда с любовью, с интересом к тому, что делает и для кого, или просто ради красоты, удовлетворяя свои эстетические чувства, и всегда в соответствии с особенностями своей личности, своего восприятия окружающего мира. Творчество проявляется везде, в том числе в точных науках и даже в управлении людьми. В предпринимательской активности, оно проявляется через рождение добавленной стоимости или лучше сказать через возникающий синергетический эффект (1 + 1 = 3). Синергетический эффект, это когда компания-продавец и компания-покупатель совместно разрабатывают и выводят на свет новые товары и технологии, способные значительно повысить прибыльность обеих компаний и открыть им новые перспективные и экономически целесообразные направления развития.

Акты творчества развивают ум и духовную составляющую личности человека, углубляют его знания. Однако, по-настоящему добавить что-то от себя можно только изучив сперва то, что было сделано до тебя, переработав своим разумом то, что уже было сделано ранее и на этой основе додумать, привнести что-то своё, что-то новое, выразить себя в этой идее. Очевидно, что это требует от человека работы в одном профессиональном русле, к которому есть внутренняя тяга, предрасположенность. Наиболее полезным для общества человек может быть только в рамках своей профессии.

Наглядным примером разностороннего творчества и энергии был Михаил Васильевич Ломоносов, в конце жизни призвавший россиян употреблять свой разум более, чем почитать его самого, ибо «...меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи, а моя слава падет и с вашею». Ломоносов уже тогда чувствовал, насколько опасной для будущего страны может стать инерционность сознания ее граждан, их нежелание саморазвиваться. Непонимание важности выполнения человеком своего призвания в жизни, и эта самая инерционность - есть лень, которая приводит к профессиональной беспомощности, учит посредничать в деловых отношениях, делая их отсталыми и бессмысленными для сторон, и приводит страну к бедности. Именно вследствие этой национальной особенности и высокого спроса на энергоресурсы современный капитализм в России сейчас, как никогда прежде, спекулятивный и грабящий страну. Но именно теперь в наших силах начать это изменять, так как конструктивные зачатки в нашем национальном характере есть. Дело лишь за ежедневной практикой.