Студенты не хотят жить при феодализме

В ряде петербургских вузов проходят молодежные "сходки" в связи с сомнительными результатами выборов в Госдуму. На одной такой политической встрече побывала обозреватель "Росбалта".

В центре внимания, естественно, оказались люди, которые сами участвовали в процедуре выборов — в качестве кандидатов или наблюдателей. Однако объявление с предложением обсудить положение в стране не привлекло ни одного горячего сторонника "Единой России" — таковых среди студентов либо нет, либо они, по примеру старших товарищей, считают, что в дискуссии им вступать ни к чему. Рассказы участников о группах непонятных людей, подъезжавших к председателям УИКов "на корректировочку", и о членах комиссий, которые под любыми, совершенно надуманными предлогами добивались удаления не единороссовских наблюдателей, никого не поразили — это мы все знаем. Но были и свежие мотивы. Например, рассказ о председателе комиссии, которая скрывалась от наблюдателей для переговоров "о корректировочках" в женском туалете. Новой лично для меня была и информация о том, что под личиной наблюдателей от КПРФ и ЛДПР зачастую тоже были единороссы, проникшие туда либо обманом, либо по сговору партий.

При этом надо сказать, что собравшиеся отнюдь не выступали с жестких позиций. Они признавали, что объективно "Единая Россия" имеет поддержку в 30-35% избирателей. Это — резерв доверия Владимиру Путину, который у него до сих пор сохраняется. Жаль, что партия оказалась не в состоянии примириться с такой вполне даже приличной цифрой и пустилась во все тяжкие.

Оценивая массовые митинги протеста против фальсификации выборов, студенты высказывали мнение, что голосование послужило лишь поводом продемонстрировать давно копившееся у людей недовольство властью. Претензии "Единой России" были сформулированы вполне четко.

Во-первых, высокий уровень коррупции среди высшего чиновничества — сплошь единороссов. Федеральные примеры всем известны, а все, кто приехал из регионов, могут привести и свои — локальные, региональные, экзотические...

Во-вторых, отсутствие нормальных судов и механизмов защиты граждан от произвола чиновничества. Здесь все вспоминали, в частности, вопиющие случаи на автодорогах, по которым чиновники и члены их семей носятся, нарушая все правила, и это им всегда сходит с рук — разве что сакральные высшие силы покарают. Так при феодализме какой-нибудь "господарь" во время охоты мог затоптать конем некстати попавшегося землепашца. "Нам не нравится такое сословное общество! Мы не хотим жить при феодализме".

Говорили и о полном недоверии силовым органам, с которыми кое-кому пришлось столкнуться на практике. Да и то, что происходит в системе образования, вызывает сильное отторжение. "Такое ощущение, что ситуация с качеством образования не улучшается, а все ухудшается и ухудшается… При этом у нас нет никаких механизмов влияния на процесс обучения.

Мы не можем отказаться от некачественных преподавателей и ненужных курсов..."
 
Все декларации об инновациях, модернизации, эффективной реформе образования — все, с чем нынешний лидер "Единой России" Дмитрий Медведев выступал на заре своего президентства, оказалось полной "туфтой", отметили собравшиеся. ЕР воспринимается ими не как политическая партия с определенной программой, а исключительно как структура, оберегающая интересы чиновничества, узурпирующего права граждан. "Кто вообще придумал, что все губернаторы — единороссы?" — отставка Позгалева — как не обеспечившего убедительной победы ЕР в Вологодской области — кажется совершенной дикостью.

Рассматривая оппонентов правящей партии, выступающие соглашались, что отдай сегодня этим оппонентам высшие посты, завтра и они начнут вести себя как феодалы. Но если люди не умеют сами ограничивать свои аппетиты, если у них нет нравственных стопоров, значит держать их в узде можно только страхом разоблачений и потери места!  А такая сдержка возможна только при реальной политической конкуренции, а не при монополии партии высших несменяемых бюрократов.

В общем, если четыре года назад у "Единой России" во главе с Путиным был определенный позитивный задел, то за четыре года президентства Медведева этот задел был бездарно растрачен. А идея с постановкой во главе партии Дмитрия Медведева вызвала сильное раздражение и оказалась совершенно провальной.  

Пообщавшись в последнюю неделю с десятком молодых заинтересованных избирателей, могу сделать вывод: все они не хотят голосовать на президентстких выборах ни за Путина, ни за Миронова, ни за Зюганова, ни за Жириновского… У молодежи есть острое желание увидеть в политике новые свежие лица. Пусть этот человек пока не будет иметь шансов выиграть выборы, но хотя бы появится перспектива.

Кремль, проанализировав ситуацию, решил, что умиротворить недовольных можно созданием в политическом поле правого сектора, и привлек сразу двух бойцов — Кудрина и Прохорова. Это, конечно, лучше, чем ничего. Но не более. Оба новых игрока жестко ассоциируются с нашей феодальной знатью. И очевидно, мобилизуются и демобилизуются по свистку. Сложно поверить, что люди с такой биографией и такими "обязательствами" стали бы всерьез бороться за преобразование системы. В нашей политике остро не хватает тех, кто не участвовал в разделе пирога 90-х. Но их-то и боятся власти. Надеясь, видимо, что смена поколений пройдет только естественным путем. Что ж, нашим студентам к тому времени будет под пятьдесят...