Новые люди с Болотной площади

На модерации Отложенный

Удивительная вещь – с кем бы сегодня ни созванивался, с кем бы ни переписывался, слышу один и тот же вопрос: «Ты ходил?». И сразу понимаю, о чем речь. Да, я ходил. И здесь дело уже даже не в том, политизированный ты или нет. На подходе к Болотной площади я встретил человек 5 или 6 знакомых из Фейсбука, а еще пару близких друзей, с которыми мы даже не договаривались заранее о месте и времени встречи. Я вообще не знал, что они придут. И так было не у меня одного. Этот митинг объединил множество абсолютно разных людей, но у них есть общие качества: адекватность, здравый смысл, интеллект, чувство меры и справедливости.

Скажу крамольную вещь - у митинга не было настоящих организаторов. На улицы вышло от 25 до 50 тысяч человек (в разных СМИ приводятся разные цифры, но я лично перестаю различать количество людей, когда оно зашкаливает за 10 тысяч). Все это достижение не конкретных политиков или общественных деятелей, а заслуга нового поколения. Сначала оно осторожно нащупывало само себя в интернете – переписывалось, комментировало, ставило лайки и дизлайки. И вот, наконец, это поколение себя полностью осознало – толчком послужило самоуверенное вранье ЦИКа. И если бы не этот удивительный и радостный факт гражданской самоидентификации, никакие лозунги либеральных политиков не помогли бы. Мы расшевелили себя сами.   

Тем более что большинство политиков как раз проявили себя на митинге весьма предсказуемо и неярко. Такое ощущение, что они тоже еще до конца не изучили этот «новый электорат» и пытаются с ним говорить лозунгами из девяностых. «Рабы не мы! Рабы не мы!», - натужно кричал Немцов. Явлинский настойчиво рекламировал партию «Яблоко» и не попал в нерв. Касьянов призывал не дать Путину вернуться в Кремль 4 марта – и площадь встретила его молчанием. Потому что опять не о том. Неужели они не понимают? Значительно ближе и человечнее звучали речи писателей, телеведущих, представителей творческой интеллигенции. Хорошо выступили Дмитрий Быков, Борис Акунин – все те, кто к политике не имеет никакого отношения. Самым лучшим спикером я и те, кто стоял рядом со мной, единогласно признали Леонида Парфенова. Он сказал, что «зомбоящик» должен перестать быть источником бесстыдной пропаганды, предлагал делить эфирное время пополам между властью и оппозицией, говорил о необходимости общественного диалога. Все так.

Прошедшее на Болотной событие – не революция, а диалог образованного, думающего общества с властью, которая впервые за многие годы настороженно прислушалась.

Запомнился такой момент – примерно в 16:00 на сцену поднялся лидер националистов Константин Крылов. И когда он назвал митинг началом русской революции, его немедленно освистали, слова потонули в народном «фуу» и свисте. Пытаясь сохранить лицо, он закричал: «Перевыборы!», и вот это люди уже восприняли более благосклонно. Язык не поворачивается назвать их толпой. Они именно умные, адекватные Люди, которые не поддаются на провокации, умеют отделять зерна от плевел и чувствуют, когда их искусственно пытаются перенаправить на другую тему.

«Мы тут никакой революции не совершаем», - спокойным размеренным голосом говорит одна из участниц митинга, причем, где бы вы думали, в новостном сюжете на «Первом канале»! Екатерина Андреева сообщает, что в Москве прошли митинги против нечестных парламентских выборов! Вы могли себе такое представить даже всего неделю назад? Редакторы субботнего выпуска программы «Время» будто услышали слова Парфенова о зомбоящике и пропустили в эфир даже вот такую фразу: «Люди протестуют против нарушений в ходе выборов и требуют отставки председателя ЦИК Владимира Чурова». Разумеется, это без преувеличения грандиозное достижение, которое принадлежит главному герою митинга – народу. Новому поколению. Гражданскому обществу. Нам с вами.

Это мы боялись, что на митинге прольется кровь и пересылали друг другу правила толерантного поведения и рекомендации, как надо одеваться. Это мы, когда националисты зажгли в гуще толпы файеры, кричали им «Потуши!». Это мы освистали Крылова и аплодировали Парфенову. Люди рядом со мной помогли двум полицейским задержать бесноватого парня, который с криками «Дайте слово русским!» начал расталкивать окружающих с явным намерением развязать драку. Слышал, таким драчунам платят по 200 рублей в час. Правоохранительным органам отдельный поклон – они действительно вели себя, как полиция в демократической стране.

В этот день что-то сдвинулось с мертвой точки в головах людей. С этого момента мне уже не страшно за будущее своей страны и не так стыдно за ее настоящее. Я тоже теперь спрашиваю у всех: «Ты ходил?» - и в ответ встречаю понимающую улыбку или рукопожатие. Спасибо всем, кто был там.